Гарячі новини

Как пройти в библиотеку?

 

Еще лет двадцать назад этот вопрос был весьма актуален, не случайно именно он пришел на ум герою любимой комедии. Чем стали библиотеки сегодня, в век повальной компьютерной грамотности? Превратились в рудимент, который вскоре отомрет естественным путем, не выдержав конкуренции с великим и могучим Интернетом? Или, оставаясь своеобразными центрами духовности, куда хочется прийти пообщаться «по интересам», как-то изменились, адаптировались к реалиям, чтобы удержаться на плаву? И что в этом случае у них в перспективе?

Эти вопросы корреспондент «ОстроВ»  адресовал директору Луганской областной публичной библиотеки имени М. Горького Инне Рыбянцевой. 

Публичность как она есть

Инна Павловна, в полном названии «Горьковки» теперь значится «публичная». Это калькирование американской системы публичных библиотек, где все доступно, но предлагается сомнительное чтиво и в небольшом количестве? Или что-то другое? 

                         

 — Наверное, не все знают, что публичные библиотеки были в России до революции, но после 1917 года от названия отказались из-за «неприличной» ассоциации с публичными домами. Украинские библиотеки пытались стать открытыми, публичными еще в советские времена. Для этого вводились открытые доступы. Но очень быстро это стало, по сути, профанацией. Что похуже — выставлялось читателю, чтобы создать видимость доступности: вроде и есть открытый доступ, но он никому не нужен. А что получше, поинтереснее - библиотекари в те времена обычно прятали. Под разными предлогами — чтобы сохранить фонд, чтобы предложить лучшее лучшему читателю и т.д. Но по сути это было следствием тотального дефицита, в атмосфере которого все мы тогда жили.

-А в начале 90-х стало все открываться —  спецхраны, спецфонды… Что уж говорить о доступности обычных книг?

Процесс длился очень долго. В сущности, он не закончился и к сегодняшнему дню.

Но от многого, на мой взгляд, совершенно ненужного нам все же удалось избавиться. К примеру, в советское время в библиотеках активно осуществлялось «руководство чтением». Представьте, приходит к нам молодой человек 16 лет, а его встречает тетечка-библиотекарь в огромных очках и с пучком на голове: «Ты прочитал книжку? Расскажи». Нетрудно представить себе реакцию. Человек ведь читает для себя, главное для него —  личное восприятие, собственные выводы, а тут — отчитайся! Что, кроме отторжения от библиотеки (и чтения вообще!) может вызвать подобный вопрос?

Или другой пример. Чтобы получить необходимое, читателю нужно было выписать требование, отстоять очередь, чтобы отдать его библиотекарю, подождать, пока литературу подберут… Это тоже не способствовало желанию прийти в библиотеку снова.  

Поэтому мы сделали так, чтобы свободный доступ ко всему фонду был не только на абонементе, но и в читальных залах. Правда, некоторые читатели возмущались: почему я должен сам рыться, найдите мне! Естественно, шли и искали. Но большинство посетителей (особенно молодежь)  восприняли новации с энтузиазмом.

Нам ли стоять на месте?

— Сам читатель, видимо, тоже изменился?

— Он меняется постоянно. К примеру, никто уже не хочет сидеть в читальном зале. Читателю нужна мобильность: быстро отксерокопировать, отсканировать или сфотографировать необходимые источники. Поначалу мы были в шоке. А потом поняли: значит, нам надо меняться. Пришлось поставить побольше ксероксов и сканеров. Еще совсем недавно в наших правилах среди прочего значилось: читатель не имеет права фотографировать книгу. А он приходил со своим «цифровиком» и спрашивал: почему я могу отксерокопировать, а сфотографировать — нет? Правила пришлось изменить.

А сегодня даже фотографировать перестали — есть Интернет. Но не все умеют пользоваться поисковыми системами. И перед нами встала новая задача: научить читателя работать со всеми «поисковиками». А для этого каждому библиотекарю самому нужно  ориентироваться в Интернете не на уровне обычного пользователя, а на уровне специалиста-консультанта. Научились!

Одновременно мы ввели в библиотеке электронное обслуживание. Сегодня нет никаких формуляров, каталожных карточек, дневников работы, суммарных книг учета фондов… У нас появился электронный каталог, читательские формуляры тоже в компьютере. Вся выдача посчитана на сервере, всегда можно посмотреть, сколько, скажем, вчера было посещений, сколько выдано книг и т.д.

Сейчас для выполнения функций 3-4 библиотекарей достаточно компьютера и одного сотрудника.

«Навигатор», он же «сервер»

Получается, пока Интернет — ваш союзник. Но не станет ли он в будущем конкурентом библиотеки, не сделает ли ее ненужной?

— Это больной вопрос. Но, думаю, Интернет не сможет «убить» библиотеку. Не все наши потенциальные читатели могут быстро ориентироваться в этом море информации. Библиотека, скорее, несколько меняет «амплуа» —  превращается в консультанта, в своего рода навигатор.

Но главное, на мой взгляд, даже не это. Одно дело, если человеку нужна конкретная информация научного или технического плана, и совершенно другое — если он просто хочет читать. В начале сентября мы провели маленькое социологическое исследование на нашем абонементе. Оказалось, что 67% его посетителей — студенты. И они читают 70% художественной литературы, из которых только 13% — по программе. Так что интерес к чтению у молодых есть. Пусть даже это по большей части так называемое «чтиво»— детективы, фантастика. Вопрос ведь не в этом.

—  Но традиционную книгу все активнее вытесняет электронная…

— Этого отрицать нельзя, и процесс идет очень быстро. В сентябре во Львове состоялся XYIII книжный форум, на котором побывали наши сотрудники. Там было четко озвучено: количество изданных печатных книг ежегодно уменьшается на 10-20%, пропорционально растет число электронных. Издатели уже поняли, что производить последние экономически гораздо выгоднее. Но, к счастью, поняли и другое: им не обойтись без сотрудничества с библиотеками. Ведь не каждый может найти и купить необходимую электронную книгу. А если даже приобрел и прочитал — что дальше? Издатель же заинтересован в том, чтобы к каждому электронному изданию обращались как можно больше.

Пока не отработана схема сотрудничества библиотек и издательств. Возможно, мы будем покупать электронные издания, как обычные книги, а читатель сможет с помощью покетбука пользоваться ими в библиотеке. А может, электронные книги будут выдаваться на дом и через определенное время блокироваться для чтения. Пока не знаю. На форуме говорилось, что для внедрения подобного новшества понадобится лет 20, но, думаю, это произойдет гораздо быстрее. В любом случае нам снова придется менять «формат» работы — библиотека станет не только «навигатором», но и своего рода «сервером», объединяющим  издательство и читателя.

Перекресток семи дорог

— Технические «форматы» меняются и будут меняться. Но библиотека во все времена была еще и местом общения, своеобразным центром духовности…

— Уверена: в этом качестве библиотека останется всегда. Нельзя смотреть на библиотеку как на книгохранилище! Пусть в ней собираются близкие по духу люди. Пусть приходят не за книжкой, а за общением. А там, где есть общение, будет и чтение.  

Это подтверждает, к примеру, опыт созданной у нас Творческой мастерской «Перекресток». Мы очень волновались, не окажутся ли эти встречи скучными, казенными, неинтересными. Оказалось — нет. Люди приходят, слушают, спорят — им хорошо здесь и хорошо вместе. В наше время такое, увы, бывает не часто.

— Вы упомянули сельские библиотеки. Многие ли из них уцелели, и как им живется сегодня?

— Цифры говорят сами за себя: сейчас в области действуют 372 сельские библиотеки на 785 населенных пунктов. Сегодня много спорят о том, нужны ли они вообще в том виде, в котором сохранились. Но 20 с лишним лет о сельских библиотеках никто не вспоминал,  они стали, по сути, книжными складами. И конечно, очень отстали от современного мира — какие там айпоты и покетбуки.

Мы объясняем сельским библиотекарям: их маленькая библиотека —  не просто стеллажи со старыми книгами, а место, куда можно (и хочется!) прийти пообщаться, место для души. Пусть будут даже разговоры за вязанием или другим рукоделием. Лишь бы приходили! Чтобы привлечь людей, советуем даже вывешивать у сельских библиотек доски объявлений. Наверное, это можно назвать мужеством отчаяния. Но куда деваться?

Где деньги, Зин?

— Существует ли какая-то программа поддержки библиотек?

—  В нынешнем году областной совет утвердил «Регіональну програму розвитку бібліотечної справи на Луганщині». Для каждого города и района определены средства, которые нужно (хотя бы понемножку) на это дело выделять.

По идее, теперь районные администрации и советы должны создать и утвердить свои программы и хотя бы какие-то копейки выделять на развитие библиотек. Есть районы, где это делают, в других директорам ЦБС откровенно говорят: пишите  программу, но никаких денег не будет — не до того. Но ведь это нужно людям, чтобы население какой-нибудь Пиндюковки хоть что-то имело! Тем более что речь не о комплектации фондов, на которую необходимы большие деньги. Купите компьютер, проведите Интернет, поставьте ксерокс… Тот же библиотекарь, открыв новости в Интернете, прочитает их односельчанам — хотя бы так. Если село приподнять на другой информационный уровень, то и люди будут в нем оставаться.

Не могу не назвать в этой связи Сватовскую районную администрацию. Еще в 2009 году они приняли собственную программу развития библиотек. И к началу нынешнего года уже 6 библиотек в районе имели отремонтированные здания, компьютеры, Интернет и даже музыкальные центры. И все это за счет районного бюджета. Но таких примеров, к сожалению, немного.

— Может, в такой ситуации помогло бы грантовое финансирование? За гранты побороться не пробовали?

—  Занимаемся этим постоянно. Получается неплохо — стабильно входим в пятерку самых успешных в этом плане регионов.  Международный проект «Библиомост» ежеквартально вывешивает на своих сайтах информацию обо всех грантах, которые объявляются в мире. А мы ее отслеживаем и пишем, пишем, пишем...  

В прошлом году областная библиотека получила грант в 160 тысяч гривень для создания тренингового центра по обучению сельских библиотекарей компьютерной грамотности.

Кроме того, 12 Централизованных библиотечных систем участвовали в конкурсе на получение компьютерной техники. В результате в 31 сельской библиотеке появились компьютеры. До декабря еще 10 районов собираются подать свои проекты.

Есть и перспективы. В декабре 2010 года мы выиграли небольшой грант на создание мобильной школы  по обучению компьютерной грамотности людей с ограниченными физическими возможностями. В его программе значилась и работа с незрячими и слабовидящими. Поскольку специальной техники было мало, объездили с мобильной школой большую часть районов области — ведь эти люди не могут получить информации практически нигде. И количество желающих заниматься постоянно растет.

К счастью, посольство США в Украине в этом году предложило нам участвовать в конкурсе на приобретение тифлоцентра для незрячих. И мы его выиграли!

Другая жизнь

— Что представляет собой тифлоцентр? Есть ли еще подобные при украинских библиотеках?

— Это современная компьютерная система, которая позволяет слепым и слабовидящим стать практически полноценными компьютерными пользователями. Тифлотехнологии преобразовывают компьютерную информацию в доступные для них формы — звук, рельефно-точечный или укрупненный текст, благодаря чему они могут, например, читать книги, общаться по Интернету или «скайпу».

Таких центров в Украине всего три — в Херсоне, Ривном, теперь будет в Луганске.

Надеемся, тифлоцентр начнет работу уже в октябре. Его открытие обещает стать маленькой сенсацией для области. 

Но ведь гораздо важнее, чем он станет для людей, чьи контакты с внешним миром, мягко говоря, ограничены.

— Безусловно. И для нас огромная радость, что мы сможем им как-то помочь. Не могу удержаться, чтобы не сказать о тех людях, жизнь которых уже изменилась благодаря нашей мобильной школе. К примеру, ее посещала «колясочница» Наталья — очень открытый, общительный человек, искренне любящий жизнь. На наших занятиях она встретила мужчину, с которым связала судьбу. Молодые поженились и даже купили домик. Конечно, выживать инвалидам непросто, но помогают друзья.

Еще один посетитель мобильной школы, инвалид по зрению, нашел бывшую жену и двух дочерей, которые о нем ничего не знали. Представляете, с каким нетерпением он взялся за освоение компьютера? Даже тренер был поражен, когда узнал, что его «ученик» самостоятельно вышел на сайт программы «Жди меня», где ему помогли разыскать близких людей. Теперь они общаются по электронной почте и даже по «скайпу».

Это, без преувеличения, — главное в нашей работе. И, на мой взгляд, подобные примеры, в общем, снимают вопрос о том, нужны ли библиотеки в Украине.

 

Марина Савинова, специально для  «ОстроВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

Комментарии

Аватар пользователя Гость

It's possible that The lord wants all of us to meet a selection of bad individuals in advance of when meeting right, to ensure when i at long last fulfill the character, we can recognize how to get grateful. [url=http://ruecher.com/]casquette supreme[/url] casquette supreme

Аватар пользователя Гость

Appreciate is truly fallible in start, it also multiplies greater as they age in case it is competently raised on. casquette ymcmb

Аватар пользователя Гость

Mainly because an individual doesn‘s adore you states it all desire them if you want to,doesn‘tonne signify many put on‘d thank you wonderful they already have. lunettes prada

Аватар пользователя Гость

The buddy which you invest in due to brings may be purchased from we. lunettes prada

Аватар пользователя Гость

Put on‘h waste or refuse it slow on just the human being/wife,who also isn‘w not prepared waste product his / her point with you. lunettes carrera

Аватар пользователя Гость

Factual relationship foresees the needs of extra rrnstead of glorify it is really. air max 90