Гарячі новини

Художник Вячеслав Козак: «Возможно, глянув на мои иконы, люди вспомнят о христианских ценностях»

Луганский мастер Вячеслав Козак создает  резной  домашний иконостас  святых-целителей и надеется, что он поможет закончить  войну на Донбассе.

Вячеслав не уехал из Луганска даже тогда, когда снаряды стали разрываться  в соседнем квартале.   Летом 2014-го город был охвачен нарастающей паникой. Одни спасались бегством, другие неистово молились, третьи призывали на помощь самообладание, наивно полагая, что завтра это сумасшествие закончится.  Вячеслава Козака в Луганске  удерживала    работа.  Удерживала и спасала.    Мастер хотел закончить свой масштабный проект -  очередное резное панно   с королевской галеры Людовика ХIV "La Réal de France". Это был философский труд: содержание    панно, по мнению Вячеслава, представляет собой довольно стройную систему древнеукраинских оберегов, включающую в себя астральную, мифологическую,   христианскую символику и атрибутику.   Поэтому, когда начались боевые действия, Вячеслав сознательно стал рабом своего увлечение, чтобы  творчество, заполнив все клеточки   организма, препятствовало зарождению в них страха и отчаяния.

Он закончил очередное панно и задумался. За более чем 35 лет профессиональной работы с деревом приобретены знания,   опыт,   технологии, организация рабочего места, ритм жизни   и другие составляющие творческого процесса. Все это позволяет реализовывать проекты любой сложности. Например, восстановить у себя в мастерской почти забытую украинскую народную традицию  святого угла на качественно новом художественно-экстетическом, декоративно-прикладном и духовном уровне.  Такой  домашний иконостас из святых - целителей.

 С Вячеславом мы знакомы уже давно, и  хотя жизнь за эти  два года разбросала нас  в разные стороны – Слава остался в Луганске, а я покинула свой родной город летом 2014-го  и больше туда не возвращалась, - мы постоянно держали  связь. «Почему именно домашний иконостас?, -  не скрывала я своего любопытства, когда Слава рассказал мне по телефону, над чем   работает.  – После монографии «Украинские боги французской галеры Франция ~ Украина – 2070»  я думала, что ты продолжишь эту тему. И вдруг иконы… Видимо, тебя привели к этому обстоятельства, в которых ты оказался? ».  Из ответа Вячеслава получилось целое  интервью.  

 

-Итак, расскажи, как возникла идея?

- Наверное, пришло время подводить  жизненные, профессиональные и творческие промежуточные итоги.  Что касается судомоделирования, корабельной резьбы эпохи барокко и малой формы, думаю, за последние 10-15 лет у меня есть серьезные наработки В сакральном направлении, которым я занимаюсь давно, примерно, с конца 80-х, сейчас реализуется большой проект. За более чем 35 лет профессиональной работы с деревом наработаны знания, навыки, опыт,подходы, иструмент, технологии, организация рабочего места, ритм жизни, режим дня и другие составляющие творческого процесса. Это все позволяет реализовывать проекты любой сложности. Есть   желание восстановить почти забытую украинскую народную традицию  святого угла у себя в мастерской на качественно новом художественно-экстетическом, декоративно-прикладном и духовном уровне. Хочу выразить свое  личностное отношение почитаемым святым. Если быть более точным, то задуман и реализовывается домашний иконостас из святых-целитилей.

- Прежде, чем приступить к практической части, ты всегда очень серьезно относишься к информационно- теоретической проработке проекта. Так было и на этот раз?.

-Да, конечно. Существует несколько направлений в иконоведении. Это история, теология иконы, иконография, иконология, техника иконописи и пр.  Но практически отсутствуют исследования по резной иконе, хотя мастера сохранились и продолжают работать. В Украине самые большие коллекции икон находятся в нескольких местах. Их немного. Это Национальный музей украинского искусства в Киеве, Национальный музей во Львове, музей народной архитектуры быта Украины в Киеве. Есть, конечно, собрания и в других музеях, но они более поздние. К сожаленью, не владею информацией, есть ли среди них резные иконы. Хочется надеяться, что есть и, прежде всего, домашние.

-Какая информация показалась тебе и наиболее важной  интересной во время  подготовки проекта*?

-В ХХ веке на территории Украины происходило немало трагических событий, в результате которых было утрачено много икон. Это и более, чем 70-летний советский период, когда икона и церковное искусство считалось чем-то враждебным. Это и  войны, и стихийные бедствия и воровство с целью продажи. Наверное, следует сказать и о том, что некоторые иконы эпохи Киевской Руси находятся за пределами Украины. Вот некоторые из них: «Ченстоховская» икона Богоматери   - в Польше. Вышгородская икона Богоматери или Владимирская – в Третьяклвской галерее в Москве. Там же и «Знамение»( «Оранта»), «Спас Неруковторный», Успение, Николай Чудотворец со савятыми на полях Печерская Богородица с Антонием и Теодосием и др.  Практически все самое ценное во все времена после Киевской Руси сосредотачивалось в Москве ив Питере. Такова была традиция. Проблема   кому на самом деле принадлежат иконы и, следовательно, их философия, ментальность, особенности техники иконописи  и другие характерные особенности является частью более общей проблемы – чьей была Киевская Русь и кто есть ее правонаступником.

-Некоторые историки ставят под сомнение само существование Киевской Руси.

-- Да, есть такое  мнение. Коньюнктурную составляющую в этом вопросе никто не отменял. Идет  спор о правонаступничестве этой ранеесредневековой монархии. И право наследия присвоила себе Россия. Хотя известно, что в конце существования Киевской Руси,  а это примерно Х111 в. Не было ни России, как самостоятельного государства, ни его предшественника – Московского царства. Одни ученые отстаивают позицию, которая заключается в том, что  Киевская Русь с ее богатым духовным  культурным багажом продолжилась в Украине и только в ней одной , а другие народы и государственные образования возникли, как маргинальные, формируя при этом новые культуры. Другие находят какие-то  общиезнаменатели.

- А в искусстве иконы Россия также правонаступница Киевской Руси?

- Мое мнение – нет. Разница между украинской и российской иконой такая же, как, например, украинской хатой и  русской избой,украинским борщем и русскими щами. Как между украинской вышиванкой и русской косовороткой и пр.

Можно приводить тысячу примеров и главный из них – украинский и русский язык. А если выделить особенность  икон Московского княжества, то это, прежде всего, абсолютная плоскостность, обратная перспектива, строгая линейность и четкая регламентация цвета. Для Киевской Руси такое сочетание художественных приемов было не свойственно. Кроме этого, золочение в украинской иконе всегда ограничивалось нимбом с оттенком не бледного, а червонного золота. Также были различия и в сюжетах.

Если художественные приемы Московии в иконописи были полностью заимствованы из Константинополя, то мастера-иконописцы Киева, Чернигова, Перяслава, Перемышля, Владтимира-Волынского, Галича и Львова имели хорошие творческие связи с Афоном, о.Крит,.Венецией и Охридом. То есть была большая свобода и разнообразие в подходах. Прзже существовало такое  явление, как икона козацкая. Это отдельный большой разговор. Что же касается резной иконы и существовала ли она вообще в период раннего средневековья на словянских землях, ничего сказать не могу.

Можно говорить об отличиях в церковном искусстве  в более широком смысле. Параллели напрашиваются сами собой  и в соборно-храмовой архитектуре, включая интерьеры, и в книжной миниатюре, и в церковном хоровом пении.

- В твоих резных иконах ты развиваешь  давние традиции украинской иконы?

-Стараюсь это делать, насколько это возможно в резной иконе. Они предназначены, прежде всего, для домашнего пользования. Особое внимание уделяю периметру иконы. В старину, да и сейчас, можно встретить, в домашнем святом  углу «образа» покрывали богато и с большой любовью вышитыми рушниками.  Там была своя техника вышивания, своя колористика и символика. В каждом регионе они имели свои особенности. Такова была народная традиция – окутать образ теплом ручной вышивки, придать ему праздничность и торжественность, эстетизировать место для молитвы, подчеркнуть уважение и почитание, привнести в святой угол особенности родной земли. У меня вместо рушника – периметр иконы. С его помощью я стараюсь заменить изображение на рушниках и внести в оформление иконы дух времени.

- Проиллюстрируй на словах две-три     своих   работы. Как это выглядит на практике?

- Например, резная икона «Святой Николай». В отличие от канонической   религиозной трактовки образа этого святого, в стародавние времена св. Николай в народном фольклоре именовался «морским богом», «бурлацким богом», «пивным богом». Пьянство в день св. Николая было почти что обязательным и носило ярко выраженный характер. На Николая перенесены древнеязыческие представления о морском боге. О хозяине дождевого моря.  Поскольку он помощник и защитник на воде, его еще называют Морским и Мокрым. Празднуют Николая Зимнего (6 -19 декабря) и Николая Весеннего (9-22 мая).

 В декоративном оформлении периметра иконы выполнены стилизованные изображения цветов и растений, тесно связанных с народной традицией как в быту, так и в духовной сфере. Имею в виду народные трактовки. Центральным элементом нижней части декора иконы  является подсолнух  один из народных символов солнца, света, тепла и множественности. Внизу от него влево и вправо расходятся листья хрена. Его символика очень простая – н охраняет и оберегает семью от всяких заболеваний и поддерживает ее доброе  здоровье. Выше по обе стороны от подсолнуха  изображены  маки.  В украинской мифологии рассматриваются два вида маков: мак-видюк и красный  мак.Первый обладает способностью видеть все злые силы и не пускать их в дом и на подворье, а красный мак символизирует красоту, молодость и их быстротечность. Внизу, в левом и правом углах, оказана лили- символ девичьих чар. Чистоты и девственности (целомудрия). В ней заложен магический символ женственности и она есть сущность влажной энергии. Лилия также считалась оберегом от болезней. Цветки лилии показаны в фазе раскрытия. Эту идею, идущую от глубокой древности, можно выразить так: «Пусть везде будет жизнь!» Примечательно, что это одна из ментальных основ декора орнамента.

Слева и справа¸ снизу вверх поднимаютс цветущие мальвы – один из символов эстетизации и облагораживания украинских подворий с давних времен. Удивительно стройные стебли-солдаты с цветами самой разной колористики стоят и сохраняются до первых заморозков. Это безмолвные свидетели жизни и быта украинского народа, генетически впитавшие в  себя всю его историю.

В верхней части декора изображены скрещенные колосья ячменя и стебли хмеля. Это атрибуты св. Николая, как «пивного бога». Символика же самого хмеля – это плодородие и молодое цветение. Также это символ войны, хитрости, отваги и гибкости ума. Можно также проследить внутрикомпозиционные взаимосвязи всех элементов декора.

-А из какого материала ты делаешь свои иконы?

- Те иконы, которые  представлены на фото, - это темная груша среза 2001 года. Вместе с дубом и яблоней это дерево занимает достойное место в украинской мифологии и народной традиции. Ее лечебные свойства известны с давних времен. Ветви, плоды, древесина и пепел от груши использовались в магии для передачи людям и животным плодородной силы. К груше «приносили» свою болезнь и «забивали» ее в дыру, просверленную в дыре. Могу много рассказывать народных поверий, связанных с грушей и здоровьем. Но для меня важно то, что сама древесина в проекте святых- целителей будет оказывать благотворное влияние  во время молитвы. Кроме того, груша – традиционный украинский материал, с которым любят работать народные мастера  различных направлений художественной отбработки дерева.

-Можешь расшифровать оформление резной иконы «Св. великомученик и целитель Пантелеймон»?

-Это не сложно. Здесь все понятно и без расшифровки. В целом декоративное оформление иконы разделено на две части. Верхнюю, примерно две трети и нижнюю примерно одну третью В центре верхней части показан растительный символ, воспроизводящий букву «ж», называющуюся в славянской азбуке   «живите». Сама форма буквы взята из надписей середины Х11века. Ее ростки, которые устремились в разные стор оны, символически иллюстрируют фразу «пусть все и повсюду расцветает!» И это происходит. Влево и вправо от центрального элемента стебли и цветы розового дерева ниспадают, огибая арку до рогов изобилия в нижней части иконы.

В украинской мифологии и народной традиции роза ассоциируется с Солнцем.  Это цветок богини любви Лады и ее дочери – богини весны Лели. Элементы розы имеют такую  символику: цветок доброжелательности, достаток и слава, зелень – радость, колючки- печаль. Нижняя часть декора иконы представляет собой натюрморт в виде фриза. Это два рога изобилия, из которых высыпаются вощи и фрукты., произрастающие на территории Украины. Они все узнаваемы. В центре просматривается блюдо с виноградом, яблоками, грушами, абрикосами, сливами, персиками и инжиром. В целом идея нижней части иконы такова: «Еда как лекарство». Кроме этого, сам рог изобилия является атрибутом древнесловянского бога   богатства Велеса. В контексте данной работы богатство – это здоровье.

Две части единого целого в оформлении иконы гармонично дополняют друг друга. Без цветения, как процесса развития, нет плодов, а без них нет жизни, порождающей в свою очередь цветение и новую жизнь. Это одна из основ мироздания.

Прикладную идею декоративного оформления иконы можно сформулировать так: от физического и духовного здоровья- к развитию, расцвету, совершенствованию и полноценной жизни во всех ее проявлениях. В святом углу интерьера жилища – это не только икона, но и символ-оберег, прежде всего, от здоровья.

- Соответствуют ли твои иконы церковным канонам и правилам? «Правильные» ли они?

-  Я очень внимательно изучил основные положения Седьмого Вселенского Собора 787 года, на котором были приняты соответствующие решения о «правильности» икон. Как это обычно бывает, все дело в трактовке и подходах, в акцентировании тех или иных положений, и их актуальности на день обсуждения. Там ничего не сказано о домашней резной иконе ХХ1 века, находящейся в святом углу.  Для меня главным является то, что эти правила принимали люди, такие же божьи создания, как и все мы. Это мое личное мнение и я не собираюсь его кому-либо навязывать. А вообще это тема для обсуждения в среде теологов, философов, искусствоведов и, конечно же, представителей духовенства. Я не имею в виду свои работы, а тему в целом.

- Сколько времени понадобилось, чтобы создать такую икону?

- Учитывая размеры(245х175х35 мм)  соответствующее качество отделки, примерно 2,5 – 3 месяца. По сути дела, это ювелирная версия. Своего рода, мастер-модель под различные виды тиражирования. В том числе и 3Д-технологии.

-Над чем работаешь сейчас?

-«Рублю» Иоанна Крестителя. Это будет четвертая   икона из груши такого оттенка. Дальше будут иконы из более светлой древесины. Планшеты- заготовки уже сделаны.

Беседовала Алла Антипова, для Ostrovok