Гарячі новини

Сепаратизм не с той стороны или Почему западно-украинской «богеме» так хочется «ампутировать» Донбасс?

Недавно попалась на глаза довольно удачная шутка. Дословно не помню, но приблизительно звучит она так: «Всякий щирый украинец, требующий отделения Донбасса – такой же сепаратист, как Гиви с Моторолой». Я сначала посмеялся, а потом вспомнил, как сам писал, что в нашем Уголовном Кодексе вообще отсутствует определение «сепаратист». Открыл УК – и оказалось, что статья 110 («Посягання на територіальну цілісність і недоторканність України») целиком и полностью подтверждает правоту неведомого мне юмориста.

Декаданс век спустя

Нет разницы, с какой стороны фронта требовать независимости Донбасса, потому как «Умисні дії, вчинені з метою зміни меж території або державного кордону України на порушення порядку, встановленого Конституцією України (254к/96-ВР), а також публічні заклики чи розповсюдження матеріалів із закликами до вчинення таких дій – караються обмеженням волі на строк від трьох до п’яти років або позбавленням волі на той самий строк». А «Ті самі дії, якщо вони вчинені особою, яка є представником влади, або повторно, або за попередньою змовою групою осіб, або поєднані з розпалюванням національної чи релігійної ворожнечі, – караються обмеженням волі на строк від трьох до п’яти років або позбавленням волі на той самий строк».

Видите: речь идет не только о тех, что кто-то хочет оттяпать в свою пользу какой-то кусок украинской территории. Те, кто предполагает тот же кусок кому-то подарить – он в той же мере подпадает под действие ст. 110 УК. Поскольку конечной его (их) целью является покушение на целостность территории Украинского Государства. И это правильно. Ибо откуда нам знать, действует ли такой «вышиватник» по причине хронической глупости – или он состоит на содержании у разведывательно-диверсионных органов некой (скорее всего – соседней) недружественной нам державы?

Это затянувшееся предисловие я написал вот к чему. Призывы «ампутировать» Донбасс, хотя и стали более редко звучать после событий 11 июля в Мукачево, вовсе не прекратились. Нужно давать им посильный отпор. На особое внимание в этой связи застуживает интернет-ресурс «Zbruč».

Я убежден: подавляющее большинство «мастеров культуры», страдающих – назовем это так: сепаратизмом навыворот – просто… Ну, не будем называть их грубым словом «дебилы», но все же это ребята политически наивные, к тому же чрезвычайно слабые. Они и пишут-то свои, иногда весьма вычурные, творения по методе «потока сознания». То есть изливают хрупкие свои души непосредственно на бумагу. Или – сегодня – на дисплеи компьютеров. Век тому назад это называлось декадансом. Как назвать это явление сегодня – пусть думают философы и литературные критики.

А сил «поверить алгеброй гармонию», или, говоря проще, сопоставить свой «поток» с железобетонными реалиями бытия у этих «мастеров» к концу творческого процесса уже не остается. Но. Метод, годный для написания художественного произведения, совсем не подходит в жанре публицистики. Где холодная голова – совсем нелишний атрибут.

 

"Задобрить Путина"

Перейдем, однако, к примерам. Вот Александр Бойченко, как и следовало ожидать, автор из Западной Украины (не буду даже уточнять, Галичина это, Волынь или Подолье), завершает свою статью, посвященную европейским страхам перед Третьей Мировой, запальчивым постскриптумом:

«Є у мене – знаю з досвіду – трохи читачів, котрі вміють читати страшно прискіпливо, але при цьому щоразу якось примудряються не зрозуміти прочитаного. І вони – знаю з досвіду – зараз глибокодумно зауважать, мовляв, глянь, який непослідовний: то заявляє, що треба позбутися Донбасу, а то наводить приклад міжвоєнної Чехословаччини з відібраними у неї Судетами і твердить, що путінську Росію треба зупинити і пацифікувати. Де логіка? Пояснюю. Трапляються проблеми, які Україна може вирішити, а трапляються й такі, яких не може, бо вони далеко не лише українські. Донбас – це та проблема, яку ми можемо вирішити. Шляхом ампутації. Не для того, щоб задобрити Путіна, а для того, щоб не мати у своєму складі територій, які загрожують існуванню решти країни» .

Смешно, что фамилия автора этого горячечного текста заканчивается на «–енко». То есть парень, с большой вероятностью – потомок тех переселенцев с Восточной Украины, может быть, даже из Донбасса, кого, по комсомольским путевкам, отправляли усмирять повстанческие края. Теперь он почитает своей обязанностью «усмирять» Донбасс. Путем радикального его отсечения. Смущает только эта «психоаналитическая» оговорка: «не для того, щоб задобрити Путіна». Причем здесь глава соседней державы, тем более что ублажать ты ее («главу») как бы не имеешь намерения? Ну, ладно, ладно – шучу.

Это и есть чистый «поток сознания», когда автору просто не приходит на ум додумать вылетевшую на свободу беспривязную мысль. А ведь мог бы остановиться на секунду и задуматься: «А каким, собственно, образом, «ампутация» Донбасса может устранить угрозу существованию остальной Украины? Это вопрос ко всем адептам хирургического вмешательства. Сколько раз читал страстные призывы избавиться от нарывающего региона – и ни разу ораторы не пытались живописать то, что в результате этой операции должно случиться. Ладно, не с Донбассом – им на него наплевать. Но – с покалеченной в результате страной.

А, ну, да. Да. Они же не футуристы. Они – декаденты. В будущее (future) заглядывать не приучены. Приходится делать это за них. И в первую очередь возникает вопрос: по какой линии рубить станем? Ежели по линии разграничения огня – так она уже проведена де-факто и даже де-юре (Минскими соглашениями). Или отскочим на административные границы Донецкой и Луганской областей? Оставив террористам только что возведенные укрепрайоны, промышленные гиганты вроде Новокраматорского машиностроительного, «Азовмаша», «Азовстали», северодонецкого «Азота»?

Уйдя из северных районов Луганщины и юго-западной части Донецкой области, мы оставим террористам великолепную продовольственную базу (сейчас в их распоряжении что-то около10% пахотных земель региона). Мы существенно увеличим мобилизационную базу для бандформирований. А с другой стороны, В Украину хлынут новые сотни тысяч беженцев.

…За всех не скажу, но лично я в таком приеду в известный мне город, случае отыщу нашего… теоретика и заставлю умыться собственными кровавыми соплями. Иногда это лучший метод возвратить декадента к суровой реальности.

Буйство фауны

Что особенно забавляет в этих ребятах – так это их непокобелимая (примерно так) уверенность в том, что они в совершенстве владеют формальной логикой. Мало того, они еще и оппонентов своих упрекают в неумении мыслить логически. Наш заплутавший в трех соснах декадент – из этой породы. Вот еще одна долгая цитата из другого его творения:

«Просто кажучи, одна сторона вважає, що хлопці з центру й заходу України повинні й далі гинути за те, щоб від нас, не дай Боже, не відколовся заселений переважно здичавілою фауною заповідник, утримання якого загрожує економічною й гуманітарною катастрофою цілій країні. Інша сторона – та, де я – вважає прямо навпаки. Про що в такій ситуації можна дискутувати?»

То есть я, мои друзья, в том числе люди с докторскими и кандидатскими званиями, украинские поэты, актеры, музыканты – «здичавіла фауна»? Хороший аргумент, чтобы «откосить» от призыва в армию, которая защищает целостность страны. Очевидно, себя парень считает прямым наследником какого-нибудь графа Шенборна или всей австрийской аристократии скопом. Даром, что ли, он так напирает на логику:

«Зрештою, і раніше не було про що. Бо та сторона, де мене немає, якось примудрялася донедавна твердити, що на Донбасі живуть такі ж українці, як і в решті регіонів, але водночас, що на всіх нас – так званих свідомих українцях – лежить велика провина за те, що ми всі ці роки туди, на Донбас, не їздили, українську культуру не пропагували, цінності свої не прищеплювали тощо. То я з такими людьми – людьми, котрі не зауважують, що два ці твердження разом становлять класичну антиномію – дискутувати не вмію. Вмію тільки з тими, хто вчив трохи логіку і розуміє: або там живуть такі ж українці, як ми, а отже, їздити до них з агітбригадами не треба; або до них треба їздити з агітбригадами, а отже, там не живуть такі ж українці, як ми» 

Как-то даже расхотелось бить морду этому последователю Платона и Аристотеля, который, прямо вопреки собственному призыву, понятия не имеет, что такое индукция, что такое дедукция и как выстраиваются силлогизмы. Я уже не говорю про гегелевскую логику «тезис-антитезис-синтез»… Если ты не считал нужным ездить в Донбасс – откуда тебе известно про его «фауну»? А что касается вопроса, следует ли украинским деятелям культуры ездить к «таким же украинцам»?..

Прошерстил Интернет, и обнаружил, что наш диалектик пару лет назад побывал с визитом в Ивано-Франковске (сам он из другой области). На фото в «Галицькому кореспонденті» сам Юрий Андрухович смотрит на него влюбленными глазами. По «логике», ему нечего было там делать, поскольку «такие же украинцы» в залетных агитбригадах не нуждаются. Или он считает, что и в Прикарпатье буйствует одичалая фауна?!

А если серьезно, то в Донбасс следовало ехать как минимум из простого любопытства: «А чи правду кажуть, що у вас тут…» Подозреваю, парню элементарной смелости не хватило. Начитался про наши «разборки», заканчивающиеся – для проигравшей стороны – полетом в шурф вниз головой. «Та ну їх до бісової матері, цих клятих східняків».

Нуждается ли наша «фауна» в визитах подобных деятелей? Думаю, да. Ну, не стал же бы писатель с первых приветствий хамить хозяевам. А там, глядишь, к третьей рюмке все недоразумения и выяснились бы. В крайнем разе, к пятой.У нас живут «такие же» украинцы. Разница лишь в том, что украинской культуре в регионе противостоит сильнейшее инокультурное влияние – агрессивное, напористое, ко всему пользующееся мощной финансовой подпиткой. Украинский культурный слой у нас ничем не слабее, но такой материальной базы, как русской попсы здесь нет. А та, что есть – она скорее утягивает украинство в шароварщину. Так что визиты представителей европеизированной украинской культуры Донбассу никак не помешали бы.

Увы. Эти самые «представители» почему-то предпочитают вариться в своем собственном, наверное, очень уютном, но донельзя ограниченном мирке. Ограниченном – во всех смыслах этого слова.

 

Алексей РОЗУМНЫЙ, специально для «Острова Лугань»