Горячие новости

Как работает коррупционная схема на общественном транспорте в Лисичанске

11 августа общественники Лисичанска, вслед за общественниками Северодонецка организовали митинг по проблеме троллейбусного и автобусного транспорта в громаде. Идейная мотивация этих митингов конечно разная, однако суть общая: если общественность упустит «точку невозврата» разрушения инфраструктуры электротранспорта, мы потеряем экологический и сравнительно дешевый, а значит социальный электротранспорт в этих городах.

В Лисичанске троллейбусный парк «оптимизировался» по выходу на маршруты с 11 машин в 2009 году до 5 троллейбусов (уменьшение на 120%) и съемом токоведущих линий троллейбусного маршрута №3 в 2015г.  Северодонецкий троллейбусный парк, за этот период сократил троллейбусный парк с 45-ти  машин до 36-ти (уменьшение на 20%), но при этом 10 из них обновил с привлечением спонсорских средств градообразующего предприятия СПО «АЗОТ». Правда, такой «подарок» можно рассматривать как плату за то, что город, отказавшись навсегда от платы за аренду земли, продал коммунальные земли на которых расположены производственные мощности завода по цене трехлетней платы за аренду земли.

Как отмечают общественники, 120% сокращение троллейбусного парка и практически уничтожение второго и третьего троллейбусного маршрута в Лисичанске привело к монополизации транспортных перевозок частными маршрутками в южном направлении города, которые, не стесняясь скудных доходов лисичан, установили непрозрачный для горожан тариф за проезд в 5 грн. когда в других громадах на аналогичных по протяженности маршрутах тариф составляет 3-4 грн.

«Настало время разобраться с тарифами на проезд!» — под таким лозунгом общественная организация «Сприяння розвитку Лисичанська» 11 августа собрала лисичан на митинг.

«С демонтажем токоведущей линии третьего маршрута троллейбуса в Лисичанске продолжается уничтожаться троллейбусный парк, чтобы у людей не было альтернативы проезда на более дешевом электрическом транспорте. Все это делается, чтобы наживался узкий круг лиц собственников частных маршруток», - заявляет общественный активист Анатолий Рыжков.

 

Отметим, что 80-90% внутригородских пассажирских перевозок составляет направление движения автобусов и маршруток в южную часть города - в сторону Кировой горы и микрорайонов заводов Резинотехнических изделий (РТИ), Стекольного. В реальности этот показатель согласно «Реестра городских автобусных маршрутов» утвержденного Решением исполкома Лисичанского городского совета № 26 от 03.02.2014г. составляет 14 из 18 маршрутов или 64 транспортных единицы из 82 маршрутных такси и автобусов, что составляет 78% объема рынка услуг пассажирских перевозок.

Третий маршрут троллейбуса, когда он был в действии, практически довозил пассажиров пусть не до конечных остановок южных окраин города, но, во всяком случае, от конечных его остановок можно было уже без труда добраться пешком и до РТИ и до Стекольного. Такая ситуация составляла весомую конкуренцию маршрутчикам.

Лисичанск, вместе с городами спутниками Новодружеск, Приволье условно можно назвать городом одной улицы растянувшейся вдоль реки Северский Донец. Интересным моментом современной организации со стороны мэрии пассажирских перевозок в Лисичанске, является то, что согласно «Реестра городских автобусных маршрутов»  99%  маршруток привязаны к общей конечной остановке «Центральный рынок». И лишь один маршрут №116-й (з-д РТИ- з-д «Пролетарий») с всего одной маршруткой  из 82-х является сквозным через весь город, который ходит очень редко. В городе отсутствует сквозной маршрут от з-да РТИ до Приволья (через Новодружеск).

«Жители городов Новодружеска и Приволье всегда выбирают мэра Лисичанска и депутатов лисичанского городского совета, т.е. о междугороднем сообщении не может быть и речи. Например, в Луганске в города спутники Юбилейный и Александровск были организованы городские маршруты с общегородским тарифом», - говорит житель города Приволье Валерий Бешенко.  

На городском автобусном маршруте № 109 «Лисичанск ц.рынок – з-д РТИ» протяженностью 12,5 км.  работающего в режиме маршрутного такси  тариф составляет 5 грн., а работающего в режиме автобуса (ПАЗ)- 4 грн. 

Расстояние «Лисичанск ц.рынок – Приволье»- 18 км., а тариф составляет 10 грн.  Если высчитывать стоимость пропорционально стоимости  109 маршрута, то тариф до Приволья должен составлять 7,2 грн., а не 10 грн. Расстояние «Лисичанск ц.рынок – Новодружеск»- 12 км., а тариф составляет 6 грн.  Если высчитывать стоимость пропорционально стоимости 109 маршрута, то тариф до Новодружеска должен составлять 4,8 грн., а не 6 грн.

Многим пассажирам, чтобы добраться из точки «А» в точку «Б» города Лисичанска необходимо пересаживаться на центральном рынке с одного транспорта на другой и соответственно платить вдвойне. Такой двойной проезд в одну сторону сегодня лисичанам обходится от 8,5 грн. до 15 грн. Если съездить туда-обратно стоит 17-30 грн., то есть, если ездить каждый день в течение месяца, получится около 374-660 грн. в месяц.

«Получается, что чистая зарплата в 2000 грн., из-за такой дороговизны транспорта уже превращается в 1600-1400 грн. У меня тоже с небольшой моей зарплаты за 22 рабочих дня, если умножить на  5 грн. и на две поездки в день уходит 220 грн. на транспорт в месяц. На основе моих затрат очень легко вычислить объем рынка транспортных услуг в стотысячном городе. Условно услугами транспорта, так как я пользуется 30-50% (30-50 тыс.) населения умножаем на 200 грн., получаем примерный минимальный объем рынка услуг пассажироперевозок в Лисичанске 6-10 млн. грн. в месяц. С которых чистая коррупционная прибыль составляет примерно 2-4 млн. грн. или 100-200 тыс. долларов в месяц. Вот за эти деньги и идет борьба», - отметил журналист местной газеты «Лисичанский дебют» Александр Мазан.

Многие  бухгалтеры и налоговики знают, что к искомому результату «учета и контроля» можно прийти различными косвенными способами. Среди предпринимателей города ходят разговоры, что с независимых частных перевозчиков за гарантию остаться в бизнесе, требовали ежедневную мзду в 900 грн. Правда это или нет - смелых дать показания правоохранителям не нашлось и многие мелкие автоперевозчики в последние время покинули этот бизнес. Но, если взять для расчета эту цифру в 900 грн., да умножить на 82 пассажирских транспортных средства работающих каждый день, да эту сумму умножить на 30 календарных дней, получается, что 2,214 млн. грн. в месяц осваиваются как чистая прибыль транспортными дельцами Лисичанска по гибридной коррупционно-предпринимательской схеме. А если взять еще в расчет пассажирские услуги по 111 маршруту до завода «Пролетарий» и в направлении городов Новодружеск и Приволье, то сумма получается очень близкой, к озвученной Александром Мазаном.

Если бы троллейбусный парк работал на маршруте №3, то получал бы часть прибыли, что при прозрачной схеме работы транспорта могло способствовать закупке 2-5 новых троллейбусов ежегодно.

Когда раньше на транспорт уходило 2-5-7% месячных доходов жителя города, то это еще как-то укладывалось в логику государственной и семейной экономики. Сегодня же мы наблюдаем экономический коллапс: человек уплатив налоги и получив 2000 грн. чистой зарплаты, из этих доходов вынужден тратить 300-600 грн. (15-30%) своих чистых доходов. И здесь спасительной выручалочкой для государственной и муниципальной экономики является электротранспорт. Однако, на Луганщине его планомерно уничтожали даже в мирное время и пример тому: Стаханов с уничтоженной трамвайной инфраструктурой, «оптимизированные» троллейбусные парки Лисичанска, Алчевска и Красного Луча, да и Луганск не обошел участи оптимизации электротранспорта. Относительным «оазисом» на этом фоне оставался только Северодонецк, однако и его решили «осушить», но об этом позже.

Лисичанский троллейбусный парк сегодня приближается к точке невозврата своего существования. 5 троллейбусов на линии экономически не могут поддерживать всю инфраструктуру парка. Ситуацию еще как-то спасали дотации из бюджета на оплату льготных категорий пассажиров, однако рентабельный баланс наступает при наличии 10-20 машин на линиях.

«При Дунаеве троллейбусный парк пришел в упадок. А после того, как городской голова Сергей Дунаев, стал в 2012г. народным депутатом, третий маршрут троллейбуса в Лисичанске сразу на  следующий день перестал работать. Сегодня мэра нет - ответственности нет» - утверждает Мазан.

Вместо того, чтобы заняться поиском средств, спонсоров, инвесторов на закупку новых троллейбусов, в январе 2015г. менеджеры из лисичанской мэрии провели очередную оптимизацию: свели в единый парк коммунальные троллейбусы с коммерческими маршрутками. Новоназначенный директор такого гибридного предприятия КП "Электроавтотранс" Виталий Кучеренко, пришедший как директор из бизнеса маршруток, тогда пообещал, что будет восстановлено и запущено к 5-ти работающим еще 2 троллейбуса. Сегодня же он заявляет, что на линию можно выпускать только пять троллейбусов, семь не потянет электросеть из-за неработающей 3-й подстанции. Поэтому седьмой (как и шестой?) троллейбус стоит на подмене. Со слов  депутата  Лисичанского городского совета Юрия Басюка, кабель от третей подстанции и саму подстанцию, странным образом повредили еще до боевых действий, когда разрушали содовый завод.

Местные общественники задаются вопросом: если директор  КП "Электроавтотранс" является аффилированным собственником маршруток, в пользу какого транспорта, троллейбусов или маршруток он будет лоббировать интересы?

В каком состоянии нынче троллейбусный парк Лисичанска, мы сделали ревизию с фотофиксацией. На протяжении полугода,  мы фиксировали в троллейбусном парке на автостоянке большегрузные автомобили и прицепы, за парковку которых, не понятно получает ли КП "Электроавтотранс" оплату? В гараже троллейбусного парка обслуживаются и ремонтируются коммерческие автобусы.

Еще стоит выделить в отдельную тему то, как осваиваются субвенции из бюджета на льготную категорию пассажиров.

По информационному запросу, с помощью чиновников лисичанской мэрии  на сайте Лисичанского городского совета  мы  разыскали «глубоко законспирированную» в подпапках и страницах сайта информацию о структуре расчета формирования тарифов на некоторые городские автобусные маршруты: расчет тарифа на городской автобусный маршрут, работающий в режиме маршрутного такси № 109 « Лисичанск ц.рынок – з-д РТИ»;  № 102Б кольцо «Ц.рынок  - 41 м.р-он – ул.К.Маркса- пр-т - Ленина– ц.рынок»; № 112 « Лисичанск ц.рынок – Стекольный з-д»; № 114 « З-д РТИ – Стекольный з-д»; № 116 « З-д Пролетарий – з-д РТИ через больничный городок »;  расчет тарифа на городской автобусный маршрут, работающий в режиме автобуса № 109 « Лисичанск ц.рынок – з-д РТИ».

Рассмотрим отдельные выдержки «РАСЧЕТА тарифа на городской автобусный маршрут, работающий в режиме маршрутного такси № 109 « Лисичанск ц.рынок – з-д РТИ»» (полный расчет смотрите в приложении или по ссылке: http://lis.gov.ua/novosti/notice.html?start=85).

Первое, что бросается резко в глаза это плановая рентабельность в 17% в год. Зачем такой бизнес, если в Украине банки больший процент предлагают?

Плановая прибыль в тарифе заложена в 1287121 грн., что  составляет примерно 10% от стоимости новых 26 микроавтобусов «СПВ 20 РУТА СПГ».

В 19-ти местных автобусах «коэффициент использования вместимости» заложен 0,6. Фактически журналист в 80-90% своих поездок в течении полугода фиксировал, что в  маршрутках пассажиры едут стоя, чего не должно быть согласно «Расчета». Т.е. с коэффициентом 0,6, а не 0,8-0,9- коррупционная составляющая может достигать 20-30%, что от тарифа составляет 1-1,5 грн. Если взять во внимание «коэффициент сменности пассажиров – 1,42», то эта сумма становится вполне реальной и может быть еще большей.

«Затраты на содержание территории» для 26 машин заложены в 200200 грн. в год. Т.е. под каждую машину заложено затрат на стоянку 641,7 грн. в месяц. Однако при таком опте, любая база в Лисичанске предложит услуги по стоянке не дороже 300 грн. - все остальное коррупционная составляющая, которая в тарифе  (5 грн.) составляет 1,4% или 0,07 грн. По 82-м заявленным на конкурс машинам – по этой статье коррупционная составляющая получается порядка 336,0 тыс. в год.

Еще есть «Затраты на управление производственных участков в год», которые  для 26 машин составляют  206753 грн. в год. Т.е. управленцу или смотрящему за каждую машину в месяц начисляется 662 грн.?

Также маршрут №109 «Лисичанск ц.рынок – з-д РТИ» предусматривает движение до конечной остановки завода РТИ, однако фактически автобусы до нее не доезжают в 90% поездок, делая разворот на предпоследней остановке. А это 0,5 км., что есть коррупционной составляющей и увеличивает структуру тарифа на 4% или на 0,2 грн.        

Очень бросается в глаза сумма в 149610 грн. затрат в год на «Затраты на изготовление билетов и билетно-учетной документации» для 26 машин 109 маршрута, что составляет 2% от стоимости тарифа в 5 грн. Т.е. один маленький билетик стоит 0,1 грн., что требует проверки. Эта сумма сама по себе мало о чем говорит, для сравнения в целом в городе только на выше обозначенных маршрутах тратится на билеты 267347 грн., которые пассажирам фактически не выдаются. А если выдаются, то были не раз случаи, когда билеты выдавались с несуществующим номиналом валюты- в карбованцах. Логические расчеты говорят, что общая сумма затрат «на изготовление билетов» в Лисичанске достигает 0,5- 0,7 млн. грн.  в год.

Исследовать структуру тарифа можно до бесконечности, о чем мы просим читателей, являющихся пассажирами. Только при поверхностном исследовании структуры формирования тарифа на общественный транспорт, обнаружились некие изъяны или лишние начисления в размере от одной до двух гривен.

Владимир Хапчук, для «Ostrovok»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

РАСЧЕТ

тарифа на городской автобусный маршрут,

 работающий в режиме маршрутного такси

№ 109 « Лисичанск ц.рынок – з-д РТИ »

http://lis.gov.ua/novosti/notice.html?start=85

 

 

1.     Характеристика маршрута

Вид маршрута – городской

Режим движения – маршрутное такси

Длина маршрута, км – 12,5

Длина нулевого пробега, км – 2

Марка автобуса СПВ 20 РУТА СПГ

Количество рейсов по расписанию за день – 360(18 рейсов*20 машин)

Количество выездов по расписанию за день – 20

Пробег с пассажирами за день, км – 4500(12,5*360)

Общий пробег за день, км – 4580 (12,5*360+20*2*2)

Дней работы в году – 365

Общий пробег за год, км – 4580 * 365 = 1671700

Коэффициент использования пробега – 4500 /4580 = 0,98

Коэффициент сменности пассажиров – 1,42

Средняя дальность поездки пассажира, км – 8,8

Время в наряде, час – ( 0,75*360 +0,35*20*2 + 0,07*20*2)*365 = 104682

( где 0,75 ч.- время на рейс, 0,35 ч.- подготовительно-заключительное время,

0,07 ч.- время на нулевой пробег )

Численность водителей – 104682/2004 час = 52

 

Информация о подвижном составе на маршруте

Марка автобуса СПВ 20 РУТА СПГ

Пассажировместимость , чел – 19

Марка топлива – газ метан

Коэффициент использования пробега – 0,98

Количество автобусов – 26

Остаточная стоимость автобусов, грн. – 1395017

 

     3.  Расчет планового объема перевозок за год, пасс

Qпасс = Lкм * В * G * Y/ I ср = 1671700 * 0,98 * 19 * 0,6 / 8,8 = 2122299

где Lкм  - общий пробег за год, км – 4580*365 = 1671700

     В     - коэффициент использования пробега – 0,98

     Gчел – пассажировместимость автобуса – 19

     Y    - коэффициент использования вместимости – 0,6

     I ср - средняя дальность поездки пассажира, км – 8,8

 

 

1.  Расчет прямых материальных затрат

 

Статья затрат

Сумма, грн.

1.1

Топливо

3476342

1.2

Смазочные материалы

334340

1.3

Шины

122591

1.4

Аккумуляторные батареи

27374

 

Итого:

3960647

 

 

 

Расчет прямых затрат на заработную плату водителей

Статьи затрат

Сумма ,грн.

Основная заработная плата 1-го водителя

2000

Дополнительная заработная плата

-

Количество водителей

52

Затраты на оплату труда водителей в год

2000*52*12=1248000

Итого:

1248000

3.Расчет прочих прямых затрат

 

 

Статьи затрат

Сумма ,грн.

3.1

Затраты на получение разрешений, проведение

государственных техосмотров

26000

3.2

Начисления на зарплату водителей

469997

3.3

Амортизация основных фондов

348754

    3.4

Затраты на ТО и ремонт- стоимость запчастей, агрегатов и материалов для выполнения ремонта собственными силами

 

668680

 

3.5

Стоимость инструментов, имеющихся в автобусах, необходимых на случай устранения технеисправностей возникших при работе на маршруте

 

26000

3.6

Затраты на получение сертификата качества

3184

 

Итого:

1542615

 

4. Расчет общепроизводственных затрат, связанных с управлением и обслуживанием производственного процесса

 

Статьи затрат

Сумма,грн.

 

4.1

Затраты на управление производственных участков в год

 

206753

4.2

Начисления на зарплату 37,66 %

77863

4.3

Амортизация основных средств

45876

4.4

Затраты на содержание территории

200200

4.5

Страхование гражданской ответственности

32500

4.6

Страхование водителей от несчастных случаев

5304

4.7

Затраты на изготовление билетов и билетно-учетной документации

149610

4.8

Оформление паспорта маршрута

400

4.9

Приобретение автомобильных аптечек и огнетушителей

18330

4.10

Затраты на экипировку автобусов

5200

4.11

Затраты на химчистку автобусов

78000

 

Итого:

820036

 

Себестоимость перевозок пассажиров по статьям затрат

Статьи затрат

 

Прямые материальные затраты, грн.

3960647

Прямые затраты на заработную плату водителей,грн.

1248000

Прочие прямые материальные затраты, грн

1542615

Общепроизводственные затраты, грн.

820036

ВСЕГО, грн.:

7571298

Рентабельность, %

17

Плановая прибыль

1287121

НДС, 20%

1771684

Объем перевозок, пасс

2122299

Тариф

5,00