Горячие новости

Дипломы на экспорт, знания –за валюту

Луганщина – третья в Украине область по количеству обучающихся в регионе иностранных студентов. Их у нас на сегодня по данным областного управления образования 3479 человек. Всего в Украину ежегодно приезжают получать высшее образование свыше 40 тысяч студентов из других стран.

Знания за валюту

В вузах Луганской области количество иностранцев существенно выросло в последние годы.

Одна из главных причин этого – потребность университетов компенсировать дефицит украинских абитуриентов, возникший из-за демографического кризиса 90-х годов, за счет набора иностранцев.

Так, в Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля по данным пресс-службы вуза численность студентов, прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, выросла в три раза. В Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко, по словам проректора Александра Бабичева, в этом году иностранный контингент вырос вдвое. И хоть в количественном показателе иностранцев в этих вузах не так уж и много – до 3 % от общего контингента, в вопросе финансовом это серьезное подспорье. Каждый студент-иностранец из дальнего зарубежья платит за обучение в 2-3 раза дороже, чем контрактник, который является гражданином Украины или стран СНГ (для последних цены, как правило, почти одинаковы).

Качественно отличается ситуация с набором иностранцев в Луганском государственном медуниверситете. Этот вуз – лидер Украины по количеству студентов из других государств. Их в ЛГМУ более 2 тысяч, 49 % от общего количества студентов. Такие показатели объясняет специфика вуза. Наибольшее количество иностранцев приезжает в Украину именно за дипломом эскулапа. В ЛГМУ доходы от обучения иностранцев, конечно, намного превосходят аналогичные заработки всех остальных вузов региона.

«Обучение иностранных студентов приносит валюту не только конкретному вузу, а и бюджету города, области, страны в целом, - говорит ректор Луганского государственного  медицинского университета Валерий Ивченко.  - Легко посчитать, что не все предприятия приносят городу столько дохода, сколько иностранцы. Что касается вуза, то от этих заработков выигрывает университет в целом: мы приобретаем компьютеры, делаем ремонт, оплачиваем коммунальные услуги и т.д. Тем более это актуально, когда государственное финансирование высшей школы оставляет желать лучшего».

География вопроса

В вузах нашего региона обучаются студенты из 45-55 стран. География этого сотрудничества во многом сформирована благодаря международному партнерству советского периода и тесному контакту между странами-выходцами из СССР. Так, наибольшее количество иностранцев в университетах Луганщины – молодежь из России, Туркменистана, Китая, Индии.

«Главный партнер у нас -  КНР, - рассказывает ректор ЛНУ Сергей СавченкоТрадиции общения идут со времен советского союза. Их устраивает наша система образования, качество обучения. На сегодня в КНР у нашего вуза целый ряд партнеров, с которыми мы работаем напрямую по межвузовским договорам: Это обмен студентами, полная подготовка студентов по программе бакалавра или к нам приезжают их выпускники для обучения в магистратуре. С Чжецзянским педвузом мы работаем так уже много лет. На базе университета в КНР наши специалисты обучают студентов языкам, а потом они приезжают учиться по специальности в Луганск».

Китайский и индийский образовательные рынки в целом стали для луганских вузов одними из первых доноров. Индийские студенты также приезжают к нам на учебу еще со времен межгосударственных договоров в сфере образования между Дели и Москвой.

 

«Раньше существовал госзаказ на подготовку таких студентов. Но с распадом союза этот госзаказ прекратился. Мы начали самостоятельно налаживать контакты, - рассказывает Валерий Ивченко. – Сегодня у нас есть 4 фирмы-посредника в Индии, с которыми мы работаем. Как правило, в таких фирмах работают выпускники, которые учились в СССР, знают традиции нашей страны и менталитет. Ежегодно мы направляем 1-2 преподавателей для проведения в Индии рекламной кампании. Они встречаются там с родителями и абитуриентами. У нас огромное количество индусов-выпускников, подключают и их к профориентационной работе. Первые годы нам приходилось брать всех подряд, и мы должны были выживать, сейчас мы проводим в Индии предварительный отбор. Сумма баллов в аттестате должна быть не ниже, чем для индийского университета».

По схожей схеме работу ведут все вузы: через рекрутеров или пользуясь связями с выпускниками прошлых лет, организовывая работу своих представителей в вузах и колледжах стран с наибольшим количеством потенциальных абитуриентов. 

Студенты из России в луганских вузах – это, как правило, жители приграничных областей. В ряде районов Ростовской области территориальная отдаленность российского вуза и более социальная ценовая политика в нашей высшей школе заставляет абитуриентов делать выбор в пользу соседнего Луганска. По России вузы предпочитают работать с профориентацией самостоятельно, без посредников. Набор делается за  1-2 агитационных выезда по школам.

Сложней и дороже обходится торить дорожку к новым партнерам. И если в 90-х украинские вузы набирали иностранцев, откуда получалось, то сейчас, как правило, отказываются от соблазна увеличить прибыльный контингент из-за плохой репутации рекрутеров или политической нестабильности некоторых государств.

«В свое время в Украине была проблема мигрантов, которые пользовались студенческими визами. С этим вопросом работает ОВИР, СБУ, пограничники, управление по борьбе с торговлей людьми и прочие наши госструктуры. Например, если иностранец – нарушитель, то он есть в базе данных СБУ. Существуют страны нестабильные политически, где часто меняется власть. Это Эфиопия, Сомали и пр. С этими странами нам не рекомендуют работать, и мы не контактируем с ними, чтобы не рисковать. Полностью отказались от работы с Бангладеш», - рассказывает начальник международного отдела ЛНУ Виктор Зубков.

Качественно и недорого

 

Украинский диплом о высшем образовании привлекает иностранцев преимущественно тем, что это образование для них относительно недорогое и достаточно качественное.

«Студенты из Туркмении выбирают в луганских вузах такие специальности, как международная экономика, транспортные направления, - рассказал студент-иностранец ВНУ Эзиз Гордов. - У нас сейчас появились новые рабочие места для экономистов, развивается транспорт. Наши вузы не могут готовить таких специалистов в нужном количестве, а по стоимости это так же, как в Туркменистане. Здесь можно получить нормальное качество учебы».

Студенты из африканских стран предпочитают Украину за то, что здесь при цене, аналогичной обучению в вузах их родины, можно получить диплом быстрее.

«В Африке 4 года обучения растянутся из-за страйков преподавателей или студентов  на 5-6 лет, а здесь это будет 4-хлетнее обучение», - говорит студент из Нигерии Элама Касмир.

Переписка с девушкой из Луганска привела в наш город студента из Франции Даньо Седрика, а остаться европейца заставила любовь к русскому языку и возможность постоянно практиковаться. «Мы договорились встретиться с девушкой в Луганске, -говорит  он. - Я приехал. Сейчас мы уже не встречаемся, а я учу здесь русский. Мне очень нравится этот язык. И, несмотря на то, что здесь обучение стоит для меня дороже, чем на Родине, я считаю, что здесь я получу больше знаний. Я вынужден общаться на русском после пар. А дома я бы после занятий говорил на французском. Здесь у меня и теория, и практика сразу».

 

Обучение в Украине особенно выгодно для китайских студентов. «Мне рассказывали студенты-китайцы, что когда они получают диплом за рубежом, то по возвращению в КНР они смогут получать более высокую зарплату, чем те, кто учился в китайском университете. Это стимул для них обучаться у нас», - объясняет преподаватель ЛНУ Николай Семенов.

В Луганске студентов-иностранцев привлекает ценовая политика вузов: наши университеты предлагают свои услуги в 2-5 раз дешевле, чем столичные. Особенно, если учесть, что в спектре их внимания в основном наиболее престижные специальности.

«Самыми популярными направлениями подготовки для студентов из дальнего зарубежья являются электротехника и электротехнологии, системная инженерия, строительство, компьютерные науки, менеджмент, международная экономика, финансы и кредит, учет и аудит, филология», - сообщил проректор ВНУ имени Даля Валерий Дядичев. Также большие наборы иностранцев на специальности, которые предлагают луганские Институты культуры.

Социальное неравновесие

С того времени, как вузы Луганска стали интенсивно приглашать на обучение иностранцев, в областном центре нарушилось привычное многим жителям социальное равновесие. И хоть по официальной статистике в нашем регионе проживают представители свыше 120 народов, что приучило население к толерантности в целом, на последний «впрыск» иностранцев город отреагировал недружелюбно. В Луганске прошли акции протеста, а после нескольких событий с уголовным подтекстом с участием иностранцев в роли нападавших и пострадавших, в городе заговорили о приступах ксенофобии.

«До этого я два года в Москве, в МГУ, изучал русский язык. Но в России считается небезопасно учиться. Решил посмотреть, что там, в Украине, а как раз друг учится в Луганске. Он сказал, что луганский университет – хороший: добрые преподаватели, хорошее образование, поэтому я решил здесь учиться», - так еще летом этого года на вопросы луганских журналистов отвечал один из китайских студентов Сюй Си Чен. Но после того, как 1 ноября в Луганске были избиты несколько иностранцев, практически все они отказываются давать интервью на любые темы.

Как правило, внутри вуза отношения между студентами за пределы привычной молодежной тусовки с ее нормальными радостями и конфликтами не выходят.

«Луганск всегда привлекал иностранцев не только ценами на обучение, но и спокойной обстановкой, - уверен ректор ЛГМУ Валерий Ивченко. - Наша власть местная  - губернатор, мэр, милиция, СБУ и т.д. работают в том направлении, чтоб исключить скинхедство как таковое. У нас в вузе  не было межнациональных конфликтов. В ЛГМУ обучаются индусы и пакистанцы. Это две страны, которые периодически конфликтуют между собой. Но они живут у нас в одном общежитии и нет конфликтов на национальной почве. Бывают конфликты гендерные - весь мир воюет из-за женщин. Этот вопрос существовал и будет существовать. Бывали и у нас такие случаи, как в любом вузе. Преподавательский состав заинтересован материально в том, чтобы у нас учились иностранцы и все было хорошо, поэтому работает здорово в плане воспитательной работы».

Студенты-иностранцы легко заводят дружбу с русскоговорящим контингентом. «Инициаторами общения чаще выступают наши студенты, так как для них это возможность не только завести новых друзей, но и попрактиковать свой английский», - объясняет председатель студенческого совета ЛГМУ  Лия  Хубуа.

Ребята вместе отдыхают, занимаются спортом, участвуют в творческих вечерах и пр. Но все они отмечают, что в городе к ним не так дружелюбны, как в вузовских коллективах.

«Большинство людей в городе относится к нам нормально, - рассказывает Элама Касмир. -  Но около 10 % луганчан, когда они пьяные, агрессивные, плохо относятся к нам: могут драться, кричать, оскорблять: «Черные, едьте к себе на родину». Мы пытаемся не контактировать с такими людьми, чтобы не порождать лишние проблемы. В Африке мы ко всем иностранцам относимся дружелюбно. Я не знаю, как в Европе, но в России, например, более  агрессивное население, чем в Украине».

 Горожане отмечают, что иностранная молодежь, преимущественно парни,  часто вызывают  негативное отношение своим поведением: они шумно ведут себя в общественном транспорте, агрессивны на улицах, навязчивы в общении с девушками и пр. Так, к примеру, небезосновательно бытует мнение о том, что молодежь из мусульманских стран приезжает к нам не только из-за доступного диплома: их привлекают довольно демократичные законы нашей страны, возможность вести себя в обществе развязней, чем это дозволено в их родных странах. Масла в огонь добавляют и  стереотипное восприятие отдельных наций, как более агрессивных, а также то, что большинство иностранцев плохо владеют русским или украинским языком. В ряде вузов это им и не нужно для обучения, ведь преподают им на английском.

Ответственность за весь негатив, который переживает общество в связи с плохими взаимоотношениями с иностранцами, чаще всего возлагают на вузы. Мнение улиц таково: если бы университеты более требовательно относились к качеству своего иностранного контингента, то в Луганск не попадали бы те, кто не готов жить в чужом для себя обществе не провоцируя конфликтов. В вузах не скрывают, что экономическая необходимость заставляет идти на компромисс в соотношении «качество-количество». Но апеллируют к опыту развитых западных стран.

«Иностранные студенты необходимы украинскому образованию. И дело не только в тех деньгах, которые приносят нам эти студенты. А и в том, что таким образом мы поднимаем престиж нашего диплома в мире», - считает народный депутат Украины, член комитета по вопросам образования и науки ВРУ Виталий Курило. – Украинцев не должно пугать то, что их количество увеличивается. Студенты – это не мигранты, они не приезжают на постоянное место жительства в нашу страну. В Англии, США, Австралии иностранных студентов в разы больше. Доходы от обучения иностранцев формируют значительную часть бюджета».

Однако часть выпускников вузов остаются в Луганске и области на постоянное место жительства. Они здесь создают семьи, находят работу.

 

«Но большинство все же уезжает и не столько на родину, сколько в Европу, - говорит Валерий Ивченко. – Их не прельщает наша зарплата. В нашем университете, например, остался только один выпускник-иностранец работать преподавателем. Зарплата нашего преподавателя недостаточная. Едут в США, Великобританию. Там они проходят тестирование, работают врачами. А, значит, в Украине неплохо учат!»

 

 

Купленный диплом

В последнее время ряд стран отказалась признавать украинские дипломы. Это заставило отдельные вузы задуматься о качестве подготовки и проводить более жесткий отсев иностранных абитуриентов. По такому пути, в частности, недавно пошел Киевский политех.

В Луганске официально таких подвижек пока нет, хотя за неуспеваемость в наших вузах иностранцев тоже отчисляют, преимущественно на 1-2 курсах, когда проходит адаптация. Но принятие решения об отчислении из вуза или выселении такого студента из общежития проходит с большей лояльностью к нему, чем когда речь идет об отечественном прогульщике или нарушителе, отмечают в органах студенческого самоуправления университетов.

С другой стороны, шила в мешке не утаишь: возможность «купить» диплом в украинском вузе сегодня все еще есть у любого. Вряд ли стоит надеяться, что борьба с коррупцией идет в сфере образования или медицины быстрее, чем в случае с чиновниками или судами. А иностранцы платят официально и немало.

«У всех иностранных студентов уровень подготовки абсолютно разный, как и среди наших студентов, ничем не отличаются особо в этом плане. Но  у иностранцев учитывая, что они платят за обучение,  мотивация намного выше. Они стараются действительно получить образование. Обучаемость одинаковая, умственные способности одинаковые у всего контингента – и у наших, и у приезжих», - рассказывает ассистент кафедры физиологии ЛГМУ Вячеслав Степаненко.

 

«Китайские студенты более требовательны, чем наши к преподавателю. Если их раньше отпускают, они спросят, когда с ними доработают эти 20 минут. Они очень мотивированы», – подтверждает Виктор Зубков.

Мотивация иностранных студентов к обучению еще и в том, что подавляющее большинство из них получает диплом для того, чтобы начать после этого работу по специальности. Чего не скажешь о многих наших студентах.

Методом резерваций?

Луганские вузы однозначно заинтересованы в том, чтобы их иностранный контингент рос. Но одним из сдерживающих этот процесс факторов является отсутствие достаточного количества мест в общежитиях и качество жилья.

«Мы проигрываем в этом вопросе при работе по обмену студентами, - рассказал в эфире одного из региональных телеканалов ректор ЛНУ Сергей Савченко. – Когда наши студенты едут в Китай, например, там они живут в более комфортных условиях, чем те, которые можем предоставить студентам из КНР мы».

Много лет открытым остается вопрос строительства новых общежитий в Луганске. Путь решения этой проблемы специалисты видят в объединении усилий державы, частного капитала и самих вузов.

«Мест для поселения студентов не хватает по всей Украине, - рассказывает народный депутат Виталий Курило. – Самостоятельно университеты эту проблему не решат. Нужен совместный проект, в котором финансово поучаствовали бы высшие учебные заведения, государство, и возможно, частный бизнес. В таких городах, как Луганск, например, можно строить одно общежитие для иностранных студентов всех вузов».

Но стоит ли отделять иностранцев территориально, создавая такую резервацию и создавая им иные условия, нежели украинским студентам? С одной стороны, хорошие коммунальные условия позволят увеличить приток иностранцев, а значит, и валюты в регион. С другой стороны, практика селить студентов-иностранцев с украинскими студентами в тесном соседстве оправдывает себя более быстрой адаптацией приезжих к нашим реалиям.

Однозначно, проблема межэтнического диалога – это проблема всего общества в целом. Вузы в силу ряда причин подталкивают наше общество к такому диалогу. И с этих позиций они должны сделать все, что в их силах , чтобы диалог этот оказывался мирным и эффективным. А обществу со своей стороны пора принять реальность: среди иностранных студентов есть как одаренные и интеллигентные молодые люди, так и личности, выдающиеся асоциальными качествами. «Недалекость», как и  талант национальности не имеют. Вопрос для каждого из нас, как защитить свой мир от первого и привнести в него больше второго.

 Елена Лесных, специально для «Остров Лугань»