Гарячі новини

"Жизнь со смыслом". В Киеве похоронили Алексея Бритюка. Доставили самолетом из Польши

Ушел из жизни  человек из прошлой, луганской жизни, беспокойная душа - Алексей Бритюк. Активист, историк, археолог.  Романик,  бессребренник, который отдал свои силы и талант процветанию Луганского края. Война, которую здесь не ждали, многое разрушила. Но хочется верить, все разрушить даже ей не под силу...

Энергия Алексея Бритюка  низвергала  на окружающих бесконечно-нескончаемое количество  оригинальнейших  проектов и  небольших проектиков, которых объединяло одно общее свойство  - они были продиктованы любовью и чувством патриотизма к своей малой родине,  Донбасскому краю,  Украине,  истории, культурному наследию, человеку, искусству, прекрасному в жизни...

Такие люди, как Бритюк,  никогда не бывают при жизни в фаворе.

Они не могут похвастаться наградами и   знаками отличия, не обласканы властью, не  осыпаны материальными благами...

Они - раздражители, поскольку являются вечными правдолюбцами, а истина, как правило, вечно ускользающая,  субстанция  относительная...

И все же, на таких, как Леша Бритюк, -  мир держался и держится , а Земля крутится ...

ь

 

Как  уже написал луганский журналист Александр Белокобыльский, Леша сосредоточился на том, что любил больше всего –  на истории.

Его «Луганский археологический союз» делал то, до чего больше никому почти не было дела – боролся за то, чтобы сохранить исторические памятники возрастом в сотни-тысячи лет.

В последние годы мирной жизни на Донбассе он  стремился уберечь от варваров  луганские курганы, которые разграбливались и распахивались тяжелой техникой.Его усилия можно сказать  действительно увенчались успехом: власть вынуждена была  дать добро на археологическую экспертизу выделяемых под застройку или распахивание участков земли. Этим под давлением активистов занялось госпредприятие института археологии.

Мне ни раз довелось участвовать  в журналистских десантах, собираемых по клику  Бритюка.

Некоторые пректы  звучали или выглядели авантюристически,  иные - респектабельно - но  каждый изних обязательно обещал сенсацию, потому отказаться от участия было себе дороже.

Помню, как в 2008 г Луганщину посетили американские документалисты, снимавшие фильм о древностях эпохи бронзы. Они пришли в восторг от показанного Бритюком: дескать, в Америке подобных памятников археологии нет, поскольку "никогда не было подобной «цивилизации».

Местные археологи с гордостью показывали им курганы –   культовые захоронения кочевого народа, некогда заселявшего степи Дикого поля, в том числе территорию будущего Донбасса, которым более 4 тыс. лет. 

Однако, как считали луганские активисты,   возраст курганов был аналогичен возрасту египетских пирамид.

 Именно поэтому общественность решила подняться на их защиту.Бритюк был во главе. Он мотался по области. Проводил пресс-конференции, добывал транспорт и  возил журналистов по области.

Для городских маршрутов осенняя оттепель - не проблема. Однако курганы – детище периферийных пространств и степного ландшафта. Тем не менее, две легковые машины бодро мчались вперед - навстречу курганам, которых мы, местные жители,тогда  как правило, не замечали - скорее всего по причине не знания, «замыленности» ока . 
 
Бритюк рассказывал, что луганские курганы и курганные группы представляли собой могильники (их в Луганской области более трех с половиной тысяч), возраст которых насчитывает около 4 тысяч лет. Если снять слой насыпи, то на глубине нескольких метров можно обнаружить камеры, которые служили местом захоронения. В них и сегодня находятся останки погребенных, кости, ритуальная утварь.
 
«Просто так в степи холмы не насыпаются, - убеждал  он. – Когда-то эти холмы были раза в четыре выше. Как правило, на выбранном месте кочевым народом – а это были скорее всего индоевропейцы (хотя споры идут до сих пор) рылся ход метра четыре в   глубину, а потом лаз - в сторону. Затем формировалась «комната», куда клали покойника. Потом выход из комнаты запечатывали камнями и замазывали глиной. Позднее рядом или по кругу делали новые подзахоронения по типу смежных камер. Под каждым таким курганом может быть от 10 до 20 захоронений. Впрочем, даже мы, археологи, не все знаем, поскольку не имеем права трогать, копать курганы - есть закон про археолого-культурную спадщину. Он гласит, что вековые памятники археологии должны остаться потомкам».
 
Алексей Бритюк рассказал, что исторический срез, к которому относятся курганные насыпи, есть особым типом цивилизации. Дескать, в те далекие времена   курганы также служили   своеобразным средством коммуникации, оповещения «своих» о приближении противника.
 
«Эти исторические памятники простояли четыре тысячи лет, могут простоять по меньшей мере еще столько же, - вздыхал археолог. – Но поскольку они брошены на произвол судьбы, не промаркированы, не имеют табличек, их разрушает строительный бизнес: через курганы нередко роются коммуникационные траншеи, на них ставят водонапорные башни, наконец, курганы просто подкапываются «черными» археологами. В результате появилась реальная угроза их уничтожения. Впрочем, в областном краеведч6ском музее о них знают и как бы даже все они состоят там на учете…».
 
Профессиональный подкоп
 
 
Он выяснил, что в последние до войны годы курганы стали предметом интереса «черных археологов», которые охотятся за сокровищами. Для того, чтобы оценить ситуацию, можно, например, выйти на сайты аукционов антиквариата в Париже, Лондоне, чтобы посмотреть, что  выставляется на этих аукционах, говорил он. А это и керамика,    скифские украшения, медь, серебро, даже каменные бабы, аналогичные тем, которые наш луганский ученый и археолог Константин Красильников спасал, собрав в коллекцию на территории Луганского университета.
 
Алексей Бритюк был уверен, что  поставщики антиквариата эпохи бронзы были экипированы не только лопатой - во всю использовалась тяжелая техника
 
.«Кто сегодня задействован в этой схеме? – волновался он. - Мы объездили всю область, чтобы сделать карту. Все курганы должны быть занесены в реестр, их необходимо промаркировать, и на каждом повесить табличку. А пока складывается впечатление, что «схема» бесхозности курганов устраивает и чиновников, и правоохранительные органы, и местных голов».
 
Следы работы  буровой машины
 
Потерявшийся в степи курган действительно прекрасно иллюстрировал нам, как именно выглядит, если с ним «поработала» тяжелая техника – бульдозер и буровое устройство: бок кургана концентрично подрыт и из него, как кости из ребер торчит уложенный торцом камень-дикарь. Возле прорытых шурфов валяются обрывки проводов и цилиндры выбуренного камня. Центральный подкоп же вообще профессионально поставлен на деревянные растяжки, как в шахтах-самокопанках – туда, согнувшись, свободно может проникнуть человек.
 
Правда, сделать это у нас особого желания не возникло. Кроме того, солнечная ясность   вдруг напрочь исчезает, погода резко портиться и ветреная промозглость угасающего дня гонит назад, в машину.
 
«Вот так всегда , - вздыхал Леша. -Стоит приблизиться к кургану, как погода резко портится. Не любят они подпускать к себе людей!».
 
В 2010г  в преддверии празднования 300-летия г. Лисичанска участники археологической экспедиции из Луганска преподнесли городу уникальный подарок – огромный катакомбный могильник возрастом 4,5 тыс. лет с оберегами и бронзовой посудой.

Заручившись поддержкой местных властей и спонсоров, 27 энтузиастов из Луганска в третий раз отправились на лисичанские курганы.Среди них был и Бритюк.

В том году исследователям старины посчастливилось отыскать в могильнике ранее неизвестные истории артефакты.

 

 

Один из найденных оберегов 

 

Когда археологи приступили к расчистке камеры, то обнаружили ещё одну находку – камера была шестиугольной формы.

 

 

 

В 2012г Алексей Бритюк организовал журналистский десант к "Ханам Золотой Орды" - месту, которое, как считали луганские археологи, является уникальным и для Украины, и для региона - так называемой летней ставке татарских ханов Золотой Орды. Данный археологический объект датируется 14 веком.

«На ставку хана Золотой орды с 14-го столетия никто не выезжал, вы – первые», - пообещали нам.Часа через полтора, миновав Лисичанск, мы оказались в замечательном живописном уголке Попаснянского района, где недалеко от Северского Донца раскинулось широкое плато, с двух сторон от которого весело зеленели холмы.

Ставка золотоордынских ханов

По словам местного краеведа Владимира Молчанова, с 70-х годов местные жители на полях, где выращивались овощи, стали находить древние монеты. Потом начали замечать людей, которые стали ходить здесь с металлоискателями. Тогда Молчанов сам купил металлоискатель, после чего нашел около 150 монет.

«Занятие это страшно увлекательное, лучше рыбалки, - улыбался он. – Кроме того, наша степь – это дивные красоты, к которым никогда не привыкаешь. Все эти годы я ее фотографирую, а она все разная - не дикая, не пустая. А монеты я археологам отдаю… В знак местного патриотизма. Такие места должны быть достоянием региона».

«Лет десять назад мне принесли вот такие монеты. – подтверждал директор Привольнянской средней школы, заслуженный учитель Украины и кандидат исторических наук Николай Николаевич Зыза маленькие корявые кусочки меди. - Все эти годы я говорю о том, что место наше – уникальное. Лисичанска еще не было, а в начале 17 века в Привольном уже стояла каменная церковь…».

Леша Бритюк был уверен, что данная территория может хранить еще очень много сокровищ и тайн.

Одна из наиболее ценных находок - боевой топорик

« Мы были очень удивлены. - говорил Алексей Бритюк. - Поэтому сразу же инициировали процесс взятия на учет этого памятника архитектуры , передали соответствующие документы с предложениями в областную администрацию. Теперь очередь за госорганами, поскольку именно на них законодательством возложены обязательства по охране культурного наследия. Общественность со своей стороны готова оказать всевозможную помощь…».

 

И снова  - любимые  Бритюком курганы.

В 2012г регион облетело известие о том, что несколько украинских и польских археологов обратились с предложением внести курганную группу, получившую название Мергелева Гряда, находящуюся вблизи села Степеновка в Перевальском районе в список международного наследия ЮНЕСКО. Идея поддержана руководителями областного управления культуры, которые на словах даже пообещали превратить курганную группу в „туристический центр”.

Однако, руководитель проекта «Историческое наследие – территория без коррупции» Алексей Бритюк по-прежнему бил тревогу: курган по причине бесхозности «целенаправленно уничтожается»,  наезжал на управление культуры. "Что делает эта структура? -  возмущался он- Если бы не человеческий фактор, то эти курганы простояли бы ещё 4 тыс. лет!».

В 2012 г Бритюк включился в  проект превращения  известной на Луганщине усадьбы Мсцыховского  в Перевальском районе в объект туризма.Для этого был организован  пленэр молодых художников и фотографов на территории усадьбы, а затем  рыцарские бои в стиле реконструкции.  

 

 

30 мая 2012г. в усадьбу Казимира Мсциховского, которая расположена в с. Селезневка Перевальского района, съехались 68 молодых художников, фотографов и тележурналистов (студенты Луганской академии культуры и искусств, а также детских художественных школ - Зоринской, Перевальской и Артемовской). 


 

 

 


 

 


 

Бритюк волновался: «Нужно провести сигнализацию, сторожа сюда посадить. Нужен и экскурсовод, и смотритель музея. Очень важно привлекать внимание к подобным «жемчужинам» нашего региона – в том числе и такими неординарными мероприятиями, как, например, выезд на природу молодых художников. Так что, больше пленэров, хороших и разных, особенно, если они привлекают внимание к историческим памятникам луганского края». Далее решили создавать ГО -Благотворительный фонд, чтобы выйти на грант и привлечь какие-то деньги на восстановление усадьбы. 
 

 

Фото «ОстроВу» предоставил Алексей Бритюк.
 
 

В 2012г возле здания областного управления СБУ общественники, среди которых конечно же был и Алексей Бритюк, развернули украинский флаг и плакаты с требованием «не использовать историю в политических целях».

 

 В январе 2013 г  общественная организация «Луганский археологический союз» при поддержке Международного фонда Возрождение и «Ассоциации содействия самоорганизации населения» начала реализацию проекта «Луганские древности под контролем общества».

«В ходе проектной деятельности волонтеры организации сделают то, к чему сегодня просто не доходят руки у официальных органов охраны культурного наследия: фотографии исторических сооружений, описания их текущего состояния, поиск исторических справок. ОО «Луганский археологический союз» напечатает интересный буклет для жителей города и его гостей. Наиболее весомые планы мы возлагаем на печать специального каталога всех памятников областного центра - монументального искусства, исторических, архитектурных, археологических. Каталог будет издан на средства Фонда Возрождения и он будет служить фундаментом для дальнейшей памятников работы в Луганске», - рассказывал нам А. Бритюк.
 
До начала военных действий  в Луганской области оставались считанные месяцы.
 
Ясное дело, оставаться в Луганске украинский активист  Бритюк не мог и не хотел. Сначала он выехал в Литву, затем - в Польшу.Там он узнал о страшной болезни и даже написал об этом в Фейсбук. Друзья пытались материально помочь с лечением.
 
К сожалению, болезнь оказалась сильнее.
 
... Прощание с Лешей Бритюком прошло в Киеве, 30 июня, на Лесном кладбище .
 
" Спасибо всем за попытки помочь. Извините, что оперативно не отвечаю на ваши вопросы, все чуть позже. Собранные средства пойдут на оплату проведенного лечения (что не покроет страховка) и организацию похорон. Если все получится, то попрощаться с Лешей можно будет в Киеве. Будем сообщать по ходу,- сообщила через соцсети Юлия Красильникова. 
 
Наталия Кононова, Ostrovok