Опубликовано: 17.01.2020. 11:12
Ленту уже назвали одним из самых грандиозных украинских кинопроектов.
Адель и Стефа
Отец Софии, известный франкивчанин и писатель Юрий Андрухович, которому в фильме досталась маленькая эпизодическая роль сказал: «Я очень рад, что роман Софии находит свое экранное воплощение, и мне было интересно принять предложение сняться в фильме. Роман «Феликс Австрия» очень кинематографический, он «видимый»: текст прописан во многих очень зримых деталях. В центре вечная тема - любовь и ненависть. А вторая тема - это потерянный рай. Роман по-своему утопия - нам показывает мир, каким он был в провинциальном городе(Станиславове, ныне – Ивано-Франковске – ред) в окрестностях Австро-Венгерской империи, и изображает его как завершенный райский сад. В этом раю происходит катастрофа, и он исчезает …».
Подзаголовком фильма, может быть ее вторым названием, мог бы стать таковой: « Хочу у Відень!» - фраза, произнесенная где-то в начале фильма, энергетика которой проходит через весь любовно драматический сюжет этой картины.
«Утопия», розовая мечта, безысходная и нескончаемая ностальгия по …. Австро-Угорской империи.
На презентации фильма, режиссер Кристина Сиволап уточнила стоимость фильма - 60 млн грн. из госбюджета, из них 25 млн грн. профинансировало Министерство культуры в рамках программы производства патриотических фильмов.
Что же за патриотический продукт получился?
О его создании рассказывали продюсер Надежда Зайончковская , режиссер Кристина Сиволап , автор романа София Андрухович , исполнители главных ролей Олеся Романова , Роман Луцкий и Марианна Янушевич.
Сюжетная история начинается в Станиславе (Ивано-Франковске) в конце 19 века. Завязка привязана к так называемой «Мармулядовій пожежі», которая случилась в городе 28 сентября 1868 г. После этого пожара город фактически изменил свое лицо. По официальной версии «мармулядовый» пожар начался с подворья вдовы Ханны Двойра. Во дворе ее дома, которая располагалась примерно на месте дома по современной улице Шевченко двое наемных работников вдовы Юзеф Лиховник и Петр Погвизд в большом котле на костре варили сливовое варенье - мармуляду. По свидетельствам очевидцев, огонь унес угли от костра на конюшни, которая принадлежала соседу Ханны - Гергшу Лотрингеру. Батраки не заметили, как занялась просмоленная крыша хибарки, а дальше огонь распространился во двор тогдашнего бургомистра Станислава, который забором был отделен от вдовы.
Поскольку погода была сухой, а значительное количество зданий тогдашнего Станислава была деревянной, то огонь начал очень быстро распространяться по городу. Через час горел весь центр, захватив шесть улиц, Вечевую и Рыночную площади. Полностью выгорели 260 домов, Ратуша, в которой упали перекрытия и сильно пострадал армянский костел. Быстрое распространение огня по городу было вызвано тем, что на многих дворах крыши домов были не просто деревянными, но и пропитанными нефтью, чтобы не протекали. К счастью, несмотря на огромные финансовые убытки, «мармулядовый» пожар в Станиславе обошелся почти без жертв. Согласно официальным сообщениям, в огне погибла только старенькая мать господина Пинтергофера, которая жила на левой стороне улицы Сапежинской. Сгорела также корова сапожника Фидлера, которая находилась в сарае, что занялся от углей, вылетевших из-под котла с повидлом.
Но для фильма, как известно, нужна была завязка. В «Відданій» она эффектна, даже захватывающа: некто доктор Анґер, поляк по национальности запускает сюжет - из окна больницы он видит полыхающие дома, бежит к своему, а тот уже полностью охвачен пламенем и дымом. Доктор теряет в этом пожаре жену, но под ковром находит… чудесным образом спасенных двух малышек - это его родная белокурая дочь Адель, роль которой исполняет украинская актриса Олеся Романова, и смуглая дочка прислуги Стефания, которую играет польская актриса Марианна Янушевич. Доктор воспитывает их вместе, а умирая, когда девушкам уже исполняется 25 лет, завещает Стефании служить его дочери Адели «до конца», сравнивая их с деревьями, стволы которых плотно переплелись в один, одновременно являясь и опорой, и погибелью друг для друга – в такой «неразрывной связи, которая не дает ни жить, ни дышать, ни остаться, ни уйти…».
Стефа со злорадством сообщает священнику, другу семьи, в которого тайно влюблена, что «бог не дает Аделе детей», как кару.
Но вот в мастерскую Петра, мужа Адели, «приблуждается» худой, истощенный, гуттаперчевый мальчик, которого назовут Феликсом - воришка, ворующий ценности из церквей и богатых домов через вентиляционные люки и форточки.
Где-то мы это уже не раз видели?
В доме Адели, Стефы и Петра по поттеровски разговаривают картины, а за окном дома – шагаловские сюжеты летающих рыб.
Может они спасут положение?
Прекрасный саундтрек с участием Тины Кароль?
Или великолепные костюмы героев, богатые столы, красивая фактура, прелестное женское обнаженное тело?
Адель
Стефа
«Актеров мы отбирали около четырех месяцев, - рассказала продюсер фильма Надежда Зайончковская. - Прежде определились с Романом Луцким - все сошлось, он франкивчанин ( актер Ивано-Франковского областного академического драматического театра – ред.) Со второй главной героиней, или вернее первой, так как это рассказ в первую очередь о ней, Стефой, никак не получалось,так как для актрис было много критериев. Тогда мы расширили поиски и нашли Марианну в Польше. Для баланса Адель искали в Украине. По иронии судьбы, украинку играет полька и наоборот». Эпизодические роли в фильме сыграли Юрий Андрухович, Ирма Витовская, Ада Роговцева, Екатерина Кухар, Наталья Васько, Александр Кобзарь и другие. Всего в съемках задействовано 34 актера и более 500 статистов. В съемках приняли участие актеры девяти городов Украины (Киева, Ивано-Франковска, Харькова, Львова, Днепра, Херсона, Тернополя, Чернигова и Ровно), а также Польши и Грузии.
Специально для эпизода с танцовщицей была приглашена прима-балерина Екатерина Кухар, для которой был поставлен постановочных-танцевальный трюк с помощью каскадеров, который она полностью выполнила сама, без дублеров. В проекте приняли участие трое детей-актеров. Десятилетних Стефу и Адель сыграли Роксолана Пяташ и Карина Мушта, а Феликса - Ясин Фараджаллах. Для выполнения трюков героя Феликса - «гуттаперчевого мальчика» - были приглашены двое детей-дублеров: акробат Дарья Забара и каскадер Дмитрий Крезуб. В эпизодических ролях снялись Мисс Украина-2018 Леонила Гузь, Мисс Украина International-2018 Богдана Тарасик и финалистка конкурса «Мисс Украина-2018» Карина Олих.
Впечатляет?
Да.
Но вернемся к главным героям. Страдающая, утомленная, неудовлетворенная своим положением и всей своей несостоявшейся жизнью Стефа под капризные указания Адели моет полы, стирает, готовит, бегает на базар, выносит ее ночные горшки и горшки ее мужа Петра Сколика ( актер Роман Луцкий), проклинает и любит, любит и проклинает. Падает с лестницы из-за воплей Адели, обливая себя и окружающее пространство фекалиями и вызывая искреннее сострадание зрителей.
Эдакая Золушка.
Но … без тонких вибраций.
Без счастливого конца.
Без надежды стать свободной .
И без обретенной свободы.
Между Аделей и Стефой весь фильм возникают конфликты, но выписывается идеальный образ «відданої», которая обречена прислуживать и отказаться от своей жизни и своего счастья. Ее странная любовь к «названной сестре» полна желчи и обид. Она ее называет «противной теткой», не против уничтожить в глазах мужа. Счастье ее обходит стороной, и она упорно возвращается в статус прислуги, по-другому она как бы и не может.
В один из кульминационных моментов еврейский парень предлагает Стефании свой кошелек и приглашение бежать с ним за границу, «чтобы открыть свое маленькое кафе». Вот она, возможность! Сценаристы хором предлагают ей то же – но героиня не подвластна им, она не из когорты героинь Жорж Санд или Тургенева, Остен или Шарлотты Гранде. Она – произведение ностальгирующего украинского бессознательного.
Она согласна быть «відданою», как производное Австро-Угорской империи, как сама ностальгия по Вене и месту прислуги, уготовленному ей «счастливой Австрией».
Тонкие вибрации, которые природны для художетвенного произведения, гаснут. Их нет. Не спасают красивые лица, костюмы, шагаловские сюжеты и гарри-поттеровские приемы.
Накануне премьеры в Ивано-Франковске творческая группа рассказывала о съемках фильма, рассказывает Курс.
Несмотря на то, что события ленты разворачиваются более 100 лет назад в Станиславе, современный Ивано-Франковск для съемок не подошел.
«Тот Франковск, который есть сейчас, он прекрасен, но он совсем не похож на Станиславов 1900 года. Мы ездили со съемочной группой в Франковск с командировкой и настойчиво искали локации. Но не нашли ни одной, которая бы нам идеально подходила. Потому что множество атрибуций современного города никак нельзя стереть. И здесь сложно было снимать историческое кино. Поэтому мы решили Станислав восстановить под Киевом », - рассказала режиссер фильма Кристина Сиволап.
Съемки проходили в павильонах Film UA под Киевом, некоторые сцены снимали в театре в Черновцах. К слову, дом Сколикив, говорит продюсер Надежда Зайончковская, строили дважды.
Чтобы передать дух Станислава, художники, создававшие декорации, приезжали надышаться в Ивано-Франковск.
«Они вдохновлялись виллами на Липовой (сейчас Шевченко - ред.), На других улицах и брали конкретные архитектурные элементы, которые они видели. Поэтому это не выдумки какие-то. Мы хотели максимально воссоздать мир Станислава у нас », - говорит Зайончковская.
Режиссер признается, что ее больше всего пугало то, что фильм исторический.
«Где я, а где Станиславе 1900-х, что я о нем знаю? И единственное, что спасало - это знания: я просто сидела, читала статьи, материалы. И с новыми знаниями приходила уверенность, что я немного понимаю этот мир », - говорит она.
Вот только Станиславова конца 19 века зритель все -таки так и не увидел.
Богатые столы с явствами- да, красивые одежды – несомненно. Но сюжетной линии не хватило, чтобы показать город в его аутентичности, еврейско-польско- украинско- немецком переплетении судеб.
Впрочем, съемочная группа рассказывала, что пришлось немало поработать с костюмами. По старым черно-белых фотографиях можно было разглядели фасон одежды тех времен, а уже с цветом работали режиссер и оператор, во время съемок в Черновицком театре в массовке участвовало 300 человек, для 150 из них шили одежду.
Примитивный, маленький сюжет оказался слишком мелок, герои – слишком простоваты.Без особых талантов и запросов.
Достаточно ли одной «відданості»? Куда она заведет и это ли сегодня нужно нашему зрителю?
Наталия Кононова, Ostrovok
Ссылки:
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%B2%D0%BE_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5
[2] http://firtka.if.ua/