Опубликовано: 8.10.2011. 18:41
5 октября в луганском клубе «У дяди Джо» выступала фольк-группа «Fram». Двое музыкантов, приехавшие из Киева – волынщик и лидер коллектива Алексей «Кловер» Шкуропатский и вокалистка Вера Бренер представляли творчество группы, состоящей из пяти человек. Отсутствующих музыкантов заменяла «минусовка» - фонограмма, но голоса девушки и волынки звучали вживую.
Группа «Fram» интересна потому, что представляет собой уникальное явление даже в масштабах Украины, и потому что создавший ее человек – луганчанин, который приехал в столицу и практически за несколько лет стал ее признанным «культурным достоянием»; а музыка группы, хотя основана на звучании волынки, обработках ирландских, германских, средневековых мелодий, в некотором смысле представляет логическое развитие культурного мессиджа Донбасса.
Говорят, что «Кловера» хорошо знают в различных музыкальных кругах Киева, и не очень-то любят. Может, потому что его любят «широкие массы», которым он приятен, понятен и сообщает что-то такое, чего они не знали точно, но давно хотели услышать.
Интересно было на протяжении нескольких лет во время нечастых встреч с нашим «эмигрантом» слушать об эволюции взаимоотношений Алексея с различным музыкальным менеджментом. Студии, клубы, и наиболее нужная в данном культурном слое среда – фестивали – с руководством которых приходилось вести переговоры, вступать в отношения. Впечатления часто бывали негативными. Помню, как после неудачных переговоров с руководством одного из известных фольк-фестивалей Алексей в сердцах клеймил их за узость мышления, узко конъюнктурный, «форматный» подход…. И все эти выводы были обоснованными.
Сейчас же все становится на свои места.
«Года два назад я списывался с различными организаторами, – рассказывает Алексей. – Большинство из них нам отказали. Те немногие, которые соглашались нас принять, становились нашими друзьями. Мы везде находили взаимопонимание с публикой. Теперь другие пишут: «Не хотите ли у нас выступить?» - я называю, за какую сумму денег. Обижаются: «Но вы же два года назад сами просились!» – «…Два года назад!».
Необходимо отметить, что «Fram» существует совсем в другой плоскости, чем различные икс-факторы, фабрики звезд, таланты, которые «має країна». «Заниматься музыкой» и «продвигаться в музыкальной индустрии» - это вовсе не синонимичные понятия. Дело даже не в том, что Алексей – «self-made man», а в том, что, делая такую музыку, нельзя не быть «селфмейд», и таковых большинство в этом музыкальном цеху, даже если они играют совсем другую музыку.
Сейчас принято называть подобные явления одним словом – «инди», в смысле «independent», независимая музыка, идет ли речь о «Пятнице» или о таком замысловатом явлении, как «futuristic romantic alternative medieval», как называет себя «Fram». Собственно, названий для этих стилей придумывать ненужно, потому что это просто «Fram», и все. Других таких нет.
Аудитория «Fram» растет, причем сплоченная и образованная. Не каждый прохожий на улице сможет цитировать средневековые песни вагантов, вроде «Totus Floreo», в оригинале (на латыни) и в переводе. А для посетителей концертов «Fram» это вполне нормально.
Кстати, имя «Кловер», под которым Алексей известен в Киеве - для нас что-то новенькое, здесь его так не звали. А досталось оно ему в наследство от луганской группы средневеково-ирландского направления «Clover Band», обладавшей большим музыкальным потенциалом, но ныне распавшейся. Алексей играл в «Clover Band», причем не на первых ролях – но имя группы пришлось сохранить именно ему. Очевидно, киевляне узнали его по группе «Clover».
В чем же уникальность «Фрама»? Коллективов, играющих близкую музыку, сегодня уже много, много и фестивалей такой музыки. Первое что приходит в голову по поводу уникальности - волынка. Действительно, этот экзотический и броский инструмент сейчас используют немногие. В Киеве было три волынщика, а «Кловер» уже стал самым виртуозным из них. Он по праву гордится тем, что его приглашали записывать партии волынки для зарубежных фольк-групп, которые лет 8 назад он только слушал на кассетах и даже не мечтал о личной встрече.
Но это будет поверхностное заключение. Волынку в руки взять может всякий, как и научиться извлекать из нее пристойный звук – чай. Шотландцы играли на них, не оканчивая консерваторий. Пожалуй, не в волынке все-таки дело. А в чем? В драйве? В музыкальных экспериментах, качественных поэтических текстах пера «Кловера», в умении общаться с публикой, в сочетании традиции и броских узнаваемых каверов на Rammstein и другие группы? Во всем сразу и в чем-то еще.
Вот тут, пожалуй, можно раскрыть тему «культурного мессиджа Донбасса», названную мной не ради витиеватых слов. Многие украинские артисты, люди искусства, отмечают, что сегодня восточные регионы страны находятся сравнительно в более высокой точке культурного накала. Даже если сейчас это трудно выразить в конкретных именах и продуктах, но это ощущается кожей. И, наверное, главное что отличает «Fram» с его луганскими корнями – четкость музыкальной позиции, знание, что нужно сказать и как это произнести, умение не комкать вяло многие слова, чем часто грешит вся современная культура, от поэзии до живописи.
Кстати, средневековое наследие, думаю, тоже привлекает сегодняшнюю публику не только оригинальностью созвучий. Мир, запечатленный в фольк-музыке, был более цельным и насыщенным жизнью, и сегодня этого остро не хватает.
Луганский концерт «Фрама» прошел на ура, был лучшим за все время существования группы по признанию музыкантов. И это не было лестью. Действительно, более высокой степени успеха, чем единение зала и артистов, не бывает, а в луганском клубе именно это и произошло, и заслуга в этом равная: как артистов, так и слушателей.
Кстати, «Fram!» - боевой клич викингов, обозначающий «Вперед!».
Виталий Дорофеев, специально для «Остров Лугань»