Гарячі новини

Победители себя не судят или Не нужно всю страну держать за идиотов

Побег Дмитрия Садовника

СМИ обсуждают побег экс-командира «Беркута» Дмитрия Садовника из-под домашнего ареста. Одни подают материал отстраненно. Например «Главред» пишет: «3 октября подозреваемый скрылся с места постоянного жительства, чем нарушил условия избранной меры пресечения. 4 октября Печерский райсуд Киева дал разрешение на задержание Садовника".

Адвокат Сергей Вилков заявил, что Садовника могли похитить. "Моему подзащитному Дмитрию Садовнику, его родственнику и мне угрожали. Я боюсь, что его похитили с целью физической расправы", - сказал он. По его словам, у Садовника было много возможностей сбежать раньше, но он этого не делал. "У Дмитрия был ряд возможностей, чтобы убежать, но он этого не делал. С 5 апреля по 22 апреля он уже был под домашним арестом, у него даже браслета не было", - подчеркнул адвокат.

«Прокурорская правда» комментирует события более жестко и пристрастно: «Договорняк» Forever. Экс-командир «Беркута» Дмитрий Садовник, которого подозревают в расстреле майдановцев, снял электронный браслет и исчез из -под домашнего ареста. Это произошло как раз накануне нового судебного заседания Апелляционного суда, по которому его подозревают в убийстве активистов Евромайдана. ГПУ работает на «два фронта»? Генпрокуратура подозревает Садовника и еще двух экс-сотрудников «Беркута» в убийстве 39 активистов Евромайдана в январе-феврале этого года. Подозреваемые Сергей Зинченко и Павел Аброскин содержатся под стражей, а Садовника с 19 сентября отпустили под домашний арест. Это произошло после того, как Генпрокуратура отчиталась о завершении расследования дела о расстрелах на Майдане против него и Зинченко с Аброскиным.

«Если так, то, каким образом Садовнику удалось сбежать? Вывод прост – тот, кто  координировал оперативно-розыскные мероприятия по Садовнику и подписывал задание на проведение наружного наблюдения. А значит, и дать команду «отбой» мог только первый замминистра МВД Владимир Евдокимов, курирующий силовой блок. В любом случае, Евдокимов не решился бы на это без ведома Авакова».

Издание передает слова самого Дмитрия Садовника: «Я понимаю заинтересованность людей, которые были с Майданом, а теперь занимают очень высокие посты: они хотят найти крайнего и обвинить его во всем, и закрыть этот вопрос. Таким образом скрыть свои определенные преступные действия. Я считаю, что действия со стороны Майдана можно разложить по полочкам с точки зрения закона, как и действия «Беркута». Я заинтересован, чтобы все обстоятельства были раскрыты. По закону, открыто и честно».

Советник министра МВД Антон Геращенко, комментируя «побег» Садовника отметил  несколько причин, по которым он мог нарушить условия домашнего ареста. «Это боязнь стать «козлом отпущения» за своих подельников ,непосредственно стрелявших в безоружных манифестантов и «ставших на лыжи» сразу после победы Майдана. А также боязнь самосуда и расправы со стороны праворадикальных организаций не согласных с решением суда об изменении меры пресечения для него» - предполагает Геращенко. Впрочем, не отвергает  Геращенко версию и о том, что Садовник был похищен или убит как неугодный свидетель.

Журналистка Ксения Карпова пишет: «Куда он сбежал и где сейчас находится - неизвестно. Его жена сообщила, что Садовник сказал, что ушел в поликлинику, но так и не вернулся». Она же приводит слова адвоката погибших майдановцев Павла Диканя, который предполагает, что Садовник сейчас скрывается на территории России и без него судебный процесс по делу о массовой гибели людей на Майдане зайдет в тупик.


Вполне возможно, что крайней в этом деле станет судья Печерского суда Светлана Волкова, которая 19 сентября освободила из-под ареста майора уже расформированного спецподразделения МВД "Беркут".

Что же за всем этим скрывается?

Происходящее в Киеве является симптомом глубоких проблем правящего класса Украины.

Уже было дело об отравлении Виктора Ющенко. Были дела об убийствах журналистов Петра Шевченко и Георгия Гонгадзе. Все они закончились бледно. Ни одна очередная «революция» ничего в этом не изменила. Меняются лица при власти, но правящий класс остается тем же, и у этого класса только накапливаются скелеты в шкафу.


События на Майдане имели сложную природу. Но в своей основе они стали результатом кризиса внутри правящего класса Украины. Внутри него сформировалась небольшая группировка, известная как «Семья», которая стремилась подмять под себя всю страну, превратив ее в нечто наподобие «Yanukovitch Ltd». Она достаточно далеко продвинулась в этом направлении и начала перекрывать кислород другим клиентельным группам, что вполне закономерно вызвало их протест.


Следует сделать отступление. Сами законы общественного строя, который сложился в нашей стране, толкают клиентельные группы к монополизму в политической сфере, который позволяет им добиться и экономического монополизма. Это обрекает нашу страну на повторяющиеся политические катаклизмы.


Ситуация конца 2013 г. характеризовалась одной важной особенностью. Перед всеми политическими игроками замаячила проблема 2015 года, когда должны были состояться очередные президентские выборы. Ни тогдашняя власть, ни тогдашняя оппозиция не были уверены в своей победе. В правящем классе воцарило всеобщее недоверие и интриги. Не все так откровенны, как Дмитрий Ярош, который прямо написал: «Наиболее вероятной датой Национальной революции представлялся 2015 год, ведь было абсолютно понятно, что Янукович не отдаст власть без боя» (Ярош Д. А. Нація і революція. Збірка творів. Видання 2-ге. – Львів: Сполом, 2014. – С. 8).


Во власти и в оппозиции утвердился принцип «Любой ценой». Снова сошлюсь на Дмитрия Яроша: «…Оппозиция длительное время морочила людям головы разговорами о евроинтеграции и тому подобных вещах. Однако, несмотря на риторику оппозиции, «Евромайдан» достаточно быстро прекратил своё существование, уступив место по-настоящему революционным протестам» (Там же. – С. 9). Весь украинский политикум начал сдвигаться к экстремизму. «Окна возможностей», когда разумные компромисы могли спасти страну, были проигнорированы.


Когда провластное большинство приняло антидемократические законы 16 января, в Украине открылись врата ада. Полетели в правоохранителей «коктейли Молотова», а в протестующих – светошумовые гранаты.


Прошло не так много времени, но из общественной памяти тонкая ткань событий тех трагических дней почти стерлась. И её нынешние властные группировки пытаются прибыть демагогией о Революции Достоинства.


Действительно, в возникший зазор в политикуме Украины, устремились реально недовольные своим положением люди. Они были очень разными. Среди них были светлые идеалисты. Недавно во дворе Прикарпатского национального университета имени Васыля Стефаника открыли памятник студенту философского факультета Роману Гурыку. Он погиб на Майдане. Все о нем отзываются как о светлом человеке, думавшем о людях и о будущем страны. Но среди участников Майдана были и искатели приключений, и подготовленные боевики. Можно, конечно, все это покрыть неким общим покровом геройства и идеализма. Но ведь пройдет время и правда все равно начнет через этот покров проступать. Но тогда она будет выполнят разрушительную роль. Поэтому изначально новую украинскую реальность лучше строить на правде, а не легитимизировать новую правящую группировку крупного капитала демагогией.

Украина очень нуждается в трезвом взгляде на поразивший ее кризис. Этому должно быть подчинено и расследование событий на Майдане. Но это расследование должно быть всесторонним. Нужно назвать стрелявших с обоих сторон. Ведь раненные и убитые были не только со стороны майдановцев. По состоянию на 20 февраля «Левый берег» сообщал, что «…количество погибших силовиков достигло 10 человек. Сообщается, что всего за время массовых беспорядков, которые начались вчера в Киеве, пострадали 383 работника милиции и военнослужащих внутренних войск. Из них 350 - госпитализированы, 83 получили огнестрельные ранения».

Нельзя позволить, чтобы дело закончилось назначением «терпил» из беркутовцев. Мы должны узнать, кто дал указание жестоко разогнать студентов 30 ноября 2013 г., кто дал указание использовать «коктейли Молотова», кто посадил на крыши снайперов, кто вооружал одну и другую стороны, кто подписывал соглашение 21 февраля, изначально не думая его выполнять. В конце концов пора положить конец сказке, что истерика бывшего кавээнщика на Майдане переломоила ситуацию в стране.

Поэтому дело Садовника – вовсе не рядовое. По настоящему в суде должны свидетельствовать нынешний Президент Украины Петр Порошенко, Арсений Яценюк, Олег Тягнибок, Виталий Кличко, Андрей Парубий, Степан Кубив и многие другие. Только при таком подходе мы достигнем того, к чему должны стремиться – очищения и примирения.

 

Илья Кононов, «Остров» г. Луганск.