Гарячі новини

В Беларуси умер Виктор Желобкович, последний из выживших в Хатыни

86-летний Виктор Желобкович, один из нескольких жителей деревни Хатынь, выживших после ее сожжения, умер 24 мая. Информацию об этом беларусской газете «Нашай Ніве» подтвердили сотрудники мемориального комплекса «Хатынь».

Виктор Желобкович (слева), Светлана Климович и Владимир Яскевич — выжившие в Хатыни
Читать полностью:  https://news.tut.by/culture/686728.html

Виктор Желобкович родился в 1934 году в Хатыни, кроме него в семье было трое детей.

Во время нашей первой поездки [в Хатынь] он впервые рассказал подробности, — вспоминала жена Желобковича. — Как их гнали в сарай, как обливали стены бензином, как мгновенно вспыхнула соломенная крыша. Все загорелось, затрещало. Раздались нечеловеческие крики. Его мама стояла возле дверей, держала его за руку. Под напором десятков людей двери не выдержали и рухнули. В горящей одежде хатынцы пытались бежать, но их тотчас расстреливали. Одна из пуль попала в его маму. Она упала на Виктора. <…>. Мы жизнь прожили в этих разговорах. Но делиться этим горем с другими нет сил. Я рассказываю это и, кажется, вижу его лицо, искаженное от страха и боли, — рассказывала в 2018 году жена Желобковича.

На следующий день мальчика нашли жители соседних деревень. После войны он попал в детский дом. Закончил ремесленное училище, работал на станкостроительном заводе, служил в армии. Работал в конструкторском бюро в Минске.

Из всех жителей Хатыни уцелели всего несколько человек. Из взрослых повезло лишь 56-летнему деревенскому кузнецу Иосифу Каминскому, который ушел в лес за хворостом. В огне Хатыни Каминский потерял 15-летнего сына. Отец и сын стали прототипами героев хатынского памятника.

Кроме того, выжили две девушки, Мария Федорович и Юлия Климович, которые чудом выбрались из горящего сарая (позднее они погибли, когда немцы сожгли соседнюю деревню, жители которой их выходили). 12-летнего Антона Барановского оккупанты приняли за мертвого. Еще трое детей (9-летняя Софья Яскевич, 13-летний Владимир Яскевич и 13-летний Александр Желобкович) сумели спрятаться, поэтому их не было в сарае.

По состоянию на 2018 год в живых оставались лишь Виктор Желобкович и Софья Яскевич. Как сообщили «Нашай ніве» сотрудники мемориального комплекса, Яскевич умерла до Желобковича, который являлся последним из выживших в Хатыни.