Гарячі новини

ВР проголосовала за законопроект "О виртуальных активах", касающийся криптовалюты

Верховная Рада в среду, 8 сентября, проголосовала за законопроект "О виртуальных активах". Сам проект закона пока что не подразумевает криптовалюту как средство платежа. Он, скорее, будет регулировать рынок, позволит международным биржам работать у нас легально, а сама крипта получит юридический статус. Об этом пишет газета Вести.

И авторы проекта, и чиновники в Минцифре, и депутаты, проголосовавшие в среду "за", заявили Vesti.ua, что законопроект значительно упростит жизнь тем, кто занимается виртуальными активами. Однако критики закона говорят, что, кроме этого, якобы станет легче недобросовестным чиновникам и нардепам, которые с помощью крипты смогут легализовать незаконно добытые средства. 

За "легализацию" криптовалюты в Украине серьезно взялись не так давно – до недавнего времени правовой статус криптовалюты определялся исключительно как "имущество". Но 2 декабря 2020 года Рада в первом чтении приняла закон "О виртуальных активах", который был призван наладить криптовалютный рынок в Украине. До этого депутаты пытались проводить какие-то законодательные манипуляции еще при предыдущем созыве, однако успеха те проекты не снискали. 

В среду же нардепы проголосовали за дополненный законопроект о криптовалюте. В первую очередь он предусматривает предоставление виртуальным активам юридического статуса – это должно обеспечить участникам рынка право на судебную и другие способы защиты прав на виртуальные активы. То есть в Украине теперь можно токенизировать (выражать в цифровой, юридически значимой форме) права требования на такой актив.

Как Vesti.ua рассказал председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, нардеп от "Слуги народа" Даниил Гетманцев, криптовалюта до сих пор не являлась объектом гражданских прав.

"Это означает, что право, как таковое, не видит этого объекта. То есть он не существует. И мы вынуждены подводить этот объект, если мы хотим заключить легальные сделки, которые будут признаваться в офлайне, под какой-либо другой объект. Например, имущественные права. А он по своей природе не соответствует имущественным правам", – заявил он. К примеру, до принятия законопроекта криптовалюту чиновники и депутаты декларировали как нематериальное имущество, хотя под это определение они не попадали.

Кроме этого, в стране теперь смогут легально работать международные биржи, на которых происходят торги виртуальными активами.

Известно, что заниматься рынком виртуальных активов будет Министерство цифровой трансформации. Все услуги, связанные с оборотом виртуальных активов, должны будут пройти государственную регистрацию и отчитываться в соответствии со стандартами, которые разработает Минцифра. Ведомство также планирует создать государственный реестр поставщиков таких услуг. Законопроект "О виртуальных активах" предусматривает создание нового регулятора – Национальной службы по регулированию обращения виртуальных активов (НСВА), в компетенцию которой будет входит выдача разрешений криптокомпаниям на ведение соответствующей деятельности в Украине.

То есть с принятием законопроекта в силу вступят следующие изменения:

криптовалюты получат юридический статус;
международные криптокомпании будут регистрировать блокчейн-бизнес и работать легально;
Минцифра и новосозданный орган НСВА будут регуляторами рынка виртуальных активов, в отдельных случаях полномочия будут у НБУ и НКЦБФР;
финмониторинг рынка виртуальных активов будет проходить в соответствии с рекомендациями Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF);
профессиональные поставщики услуг виртуальных активов должны будут проходить государственную регистрацию.

В декларациях чиновников и депутатов за 2020 год было указано, что в целом в криптовалюте они держат примерно 46 тысяч биткоинов, а это – около 75 млрд грн. В топ-30 владельцев крипты, по данным Opendatabot, вошли депутаты Верховной Рады, городских и областных советов, сотрудники Минобороны, таможни и МИДа.

Такие огромные суммы (а это, по подсчетам журналистов, больше, чем платят в бюджет "ПриватБанк" и "Нафтогаз" вместе взятые) навели экспертов на мысль, что цифры могут не отражать реального положения дел. Якобы в дальнейшем чиновники и депутаты могут использовать "дорисованную" крипту, чтобы объяснить будущие незаконные доходы.

Если говорить о депутатах, то больше всего задекларировали депутат от "За майбутнє" Александр Урбанский и его брат, замглавы Одесского облсовета, Анатолий Урбанский – они заявили в общей сложности о владении 10 тыс. биткоинов более чем на 550 миллионов долларов (1,5 миллиарда гривен).

Еще один народный депутат, член депутатской группы "Довіра" Сергей Вельможный задекларировал 11 428 единиц криптовалюты MONERO (в гривневом эквиваленте по состоянию на 8 сентября это – 78,5 миллионов гривен).

Бывший "слуга народа", внефракционный нардеп Гео Лерос, к примеру, задекларировал 356 единиц криптовалюты Ethereum (32,5 миллиона гривен) и 49 единиц Bitcoin (60,8 миллионов гривен).

Однако, это далеко не все депутаты, имеющие крипту. В распоряжении Vesti.ua оказался список всех народных избранников, которых НАЗК будет проверять на предмет виртуальных активов. Помимо выше названных, в списке фигурируют 11 "слуг народа", трое представителей ОПЗЖ, трое беспартийных, двое депутатов "Голоса", один депутат от "Европейской солидарности".

При этом три парламентария – "слуги" Дмитрий Гурин и Юрий Камельчук, а также депутат фракции "Голос" Инна Совсун, – указали в декларациях, что криптовалютой владеют их партнеры (Юрий Камельчук, к слову, в комментарии Vesti.ua отрицал наличие у него крипты). А Наталья Королевская от ОПЗЖ заявила нашему корреспонденту, что виртуальной валютой владеет ее сын.

"К большому сожалению, у меня нет криптовалюты. В декларациях есть мой сын, я была просто обязана отразить его состояние, в том числе", – рассказывает нардеп. 

Из "Слуги народа" задекларировали криптовалюту: Олег Бондаренко – 80 биткоинов (99 миллионов гривен), Дмитрий Гурин – 42 (52 миллиона гривен), Александр Мариковский – 32 (39,7 миллионов гривен), Александр Гайду – 26 (32,3 миллионов гривен), Олег Воронько – 15 (18,6 миллионов гривен), а Александр Устенко – 10 (12,4 миллионов гривен). А нардеп Даниил Гетманцев в комментарии Vesti.ua заявлял, что в будущем тоже планирует покупать крипту.

Среди депутатов ОПЗЖ задекларировали свои виртуальные активы нардепы Юрий Солод, Наталия Королевская и Виктор Чорный.

Виктор Черный в комментарии Vesti.ua подтвердил владение 58 биткоинами (72 миллиона гривен). По его словам, он купил их довольно давно, "когда они стоили совсем мало". "Я просто тогда понял, что это, возможно, хорошее вложение. И как оказалось очень хорошее… Я этим не занимаюсь постоянно. Просто купил когда-то по случаю, да и все", – заявил нардеп.

Среди внефракционных 44 биткоина имеет экс-"слуга народа" Анна Скороход. В переводе на нынешний "курс" – это 52 миллиона гривен. Глава фракции "Голос" Кира Рудык отказалась давать комментарий Vesti.ua по поводу ее активов, однако ранее рассказывала другим изданиям, что продала криптовалюту, которой владела, задекларировав 505 тысяч гривен от продажи Bitcoin и 461 тысячу гривен от продажи Ethereum (их у нее, согласно декларации за 2019 год, было 1 и 31 единиц соответственно).

Впрочем, по данным НАПК, биткоинами, помимо депутатов, владеют огромное количество чиновников разных министерств. К примеру, начальник управления строительства и модульных конструкций при Минобороне Виталий Сташенко задекларировал 200 биткоинов (248 миллионов гривен), а главный специалист Минздрава Сергей Сенченко – 157 (195 миллионов гривен).