Гарячі новини

ООН обеспокоена нарушением прав человека в Украине

ООН опубликовала отчет за прошлый год о соблюдении прав человека в Украине. Опросив больше сотни человек, сотрудники международной организации приходят к шокирующим выводам. Сотрудники спецслужб пытают людей, дела Майдана не расследованы, а ситуация со свободой слова ухудшается. Этому посвящен материал газеты "Вести", который мы перепечатываем.

Управление верховного комиссара по правам человека после одновременного обмена пленными побеседовало с 64 людьми с обеих сторон. Все они, как выяснилось, подвергались пыткам или жестокому обращению, сексуальному насилию (или угрозам насилия), а кроме того, их условия содержания были бесчеловечными.

Пытки в СБУ и ЛДНР

По данным ООН, содержание людей без связи с внешним миром на подконтрольной территории было более распространено в 2014–15 гг., нежели сейчас. Тогда в этом участвовали добровольческие батальоны, сейчас — нет. Людей пытали до того момента, пока они не подписывали признание своей вины. Об экзекуциях сообщали в первую очередь те, кто побывал в Харьковском СБУ.

В докладе отмечается, что в прошлом году возобновилась тенденция 2014–2015 годов: жертвы жалуются, что их задерживали в общественных местах неизвестные в масках и форме без опознавательных знаков. Людям завязывали глаза и увозили в незнакомое место — здание, гараж, подвал. Там их били, угрожали насилием, имитировали казнь и заставляли признаться в сотрудничестве с ФСБ. Это продолжалось до нескольких дней. Затем жертву отвозили в СБУ либо выпускали на улицу, где снова задерживали. Под стражей их уже не пытали, а во время медицинского осмотра медики мало интересовались, откуда у них синяки и ссадины, удовлетворяясь ответом, что до ареста упал с дерева.

Что касается неподконтрольной территории, то освобожденные также рассказывали, что их подвергали пыткам. «Во всех задокументированных случаях «сотрудники МГБ» («министерство госбезопасности республик») угрожали задержанным или их родственникам тяжким физическим насилием или изнасилованием, если они отказывались «сотрудничать», — говорится в докладе. Пытки (это, как правило, имитация расстрела, пытка током, избиение, удушение) применялись до того момента, пока задержанные не подписывали признание.

«Опрошенные жертвы упоминали, в частности, такие угрозы: «Мы посадим тебя в бассейн с хлоркой», «Я отрежу тебе ногу и оставлю навсегда в подвале МГБ», «Пошлем тебя на передовую», «Ты не хочешь стать инвалидом, правда?», «Пойду возьму дрель и просверлю тебе ноги», «У нас три главных направления: угрожать, пугать, предотвращать доступ», «Мы вернем тебя в камеру и возьмемся за твою жену», — описываются в докладе пытки в подвалах и СИЗО на неподконтрольной территории.

Одна задержанная женщина описала один из вечеров в месте содержания под стражей так: «Однажды в комнату вошли несколько мужчин. Они надели мне на голову мешок и втолкнули в другую комнату. Там меня положили на металлический стол лицом вниз и связали клейкой лентой. С меня сняли носки, кто-то подсоединил провода к пальцам ног и включил электричество. Все тело охватила нестерпимая боль», — описано в докладе.

Они требовали, чтобы я призналась в сотрудничестве с некоторыми людьми из контролируемой правительством стороны. Меня пытали электрическим током дважды

описано в докладе 

Блокировали «Вести»

Что касается свободы мнений и свободы слова, то в докладе отмечается, что до сих пор не расследовано дело против сайта «Миротворец», аккумулирущий данные о «врагах народа» (его, как известно, контролирует советник главы МВД Антон Геращенко). А личные данные журналистов продолжают публиковаться на этом веб-сайте. Также в докладе говорится, что даже один из украинских банков отказался отдавать клиенту деньги на основании того, что он есть на сайте «Миротворец». (Напомним, речь идет о Приватбанке. Там нас уверили, что это был единичный случай).

В докладе упоминается и о запрете на ввоз российских книг. «В период с 1 января 2017 года по 14 февраля 2018 года Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины запретил 30 книг, изданных в Российской Федерации, в частности переведенную на русский язык книгу «Сталинград» британского историка Энтони Бивора», - сказано в докладе.

Что касается СМИ, то в докладе речь идет о 18 случаях посягательства на свободу мнений и СМИ. Комиссия изучила 9 фактов нападения на журналистов, пять из них совершено представителями крайне правых организаций. И самое интересное, что правоохранительные органы присутствовали при этом, но ничего не сделали. В качестве примера ООН приводит блокирование медиахолдинга «Вести» 8 февраля 2018-го. «Арендованный офис был заблокирован и занят «национальным агентством по вопросам выявления, розыска и управления активами» под предлогом спора относительно права собственности на офис. Холдинг не получил предварительного уведомления, все оборудование, а также личные вещи его работников остались в офисе», - приводят подробности сотрудники ООН.

Кроме того в докладе упоминаются нападения на журналистов «Радио Свобода» (когда они вели съемку возле ресторана, где проходила свадьба сына генпрокурора Луценко), блокирование телеканала Ньюзван, избиение журналиста Ньюзван. Также упоминаются два случая нападения на журналистов представителей радикальной группировки «С14» .

Дела Майдана связаны с силовиками

В докладе отмечается, что по «делам Майдана» за этот период похвастаться нечем. «Было очень мало позитивных подвижек в процессе над пятью бывшими сотрудниками «Беркута», которые обвиняются в убийствах 48 протестующих 20 февраля 2014 года на Майдане Независимости в Киеве. Двое обвиняемых находятся под стражей с апреля 2014 года, а трое − с февраля 2015 года. Святошинский районный суд Киева продолжил рассматривать показания потерпевших и свидетелей», - отмечено в докладе.

А в деле преследования активистов, считают в ООН, есть много недочетов. «Расследование и судебное преследование в отношении тяжких нарушений прав человека, совершенных в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года на Майдане и в прилегающих районах, имеет серьезные недостатки. Несмотря на очевидную координацию действий между СБУ, «титушками» и полицией во время нападений на протестующих на Майдане, данный момент не отражен в уголовных обвинениях. Изучение этой связи могло бы повлиять на окончательную квалификацию нарушений прав человека. В другом деле привлечение «титушек» (бывшими) высшими должностными лицами правительства является очевидным, об этом свидетельствует факт выдачи автоматов Калашникова из арсенала Министерства внутренних дел, что ставит вопрос об индивидуальной уголовной ответственности бывших высших должностных лиц за преступления, совершенные «титушками», - сообщают в докладе.

В докладе ООН говорится и об убийстве нашего коллеги, журналиста Вячеслава Веремия в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года. Нападение на безоружных людей происходило прямо под стенами Управления МВД по Киеву и Киевской области. Но милиция не вмешивалась. В результате два человека были застрелены - Вячеслав Веремий и Виталий Васильцов. Еще шесть человек получили ранения.

«Шевченковский райсуд Киева освободил из-под стражи главаря банды «титушек» под домашний арест (речь идет о Юрии Крысине – ред.), после чего освободил его и из-под домашнего ареста, хотя он продолжал совершать преступления, в том числе акты насилия, которые угрожали общественной безопасности. Кроме того, эти новые преступления были совершены, когда он якобы находился под защитой Госслужбы охраны (9 октября 2015 года и 5 мая 2016 года). 26 декабря тот же суд в рамках другого дела освободил двух «титушек» под домашний арест (третий подсудимый уже находился под домашним арестом). Всех их обвиняют в покушении на убийство восьмерых протестующих», - говорится в докладе. 

Доклад ООН может стать доказательством в суде

Чем может быть полезен доклад ООН? «Сам доклад по правам человека ситуацию в Украине не изменит. Но ООН делает очень важную для нас работу. Это международная независимая организация, которая наблюдает и тщательно фиксирует все, что происходит. В дальнейшем их доклады и доказательства могут быть использованы в суде, в том числе и международном», — говорит политолог Руслан Бортник.

Что касается пыток , то, по мнению правозащитника Бориса Захарова, ситуация в последнее время стала лучше, но в целом не изменилась. «Важно понять масштабы пыток, их намного больше со стороны боевиков, но пока об этом не все международные организации говорят», — считает Захаров.