Гарячі новини

Эксперты оценили варианты развития ситуации на Донбассе

2018-й может стать годом решения ситуации на Донбассе. Правда, это зависит от слишком многих «если», главное из которых — способность США и РФ прийти к единому знаменателю. Начало положит четвертая по счету встреча спецпредставителя Госдепа Курта Волкера с помпрезидента РФ Владиславом Сурковым, назначенная на январь. Также в списке — наличие близ линии разграничения летального оружия «made in USA».

Три сценария для миротворцев

В прошлый раз Сурков и Волкер встречались в Белграде 13 ноября, тогда обмен мнениями не привел к результату: подходы Вашингтона и Москвы к функциям миротворцев на Донбассе разнятся в корне. Из 29 требований, озвученных Волкером, РФ согласилась лишь на три.

И это учитывая, что большинство из них было связано со Статутом ООН — до выборов в РФ решить вопрос не удастся по причине нежелания русских идти на компромиссы, что, кстати, говорил и сам Волкер
политолог Тарас Чорновол

«Однако в недавнем интервью тот же Волкер говорил оптимистично — мол, есть временное окно до 18 марта (дата выборов в РФ. — Авт.), когда можно попытаться договориться по мандату миссии», — оппонирует политэксперт Алексей Якубин. — И если сценарий получит развитие, уже осенью миссия может появиться на Донбассе».

Интересный момент: глава МИД Польши Витольд Ващиковский (кстати, уволенный 9 января Сеймом Польши) на днях кристаллизовал три варианта размещения на Донбассе «голубых касок». Первый «отрезает» регион от Украины, т. е. контингент стоит на нынешней линии разграничения (по мнению дипломата, концепцию забракует Киев, поскольку это приведет к длительному отсоединению региона от Украины). Второй — миссия располагается на границе Украины с РФ.

«На этот вариант, вероятно, не согласится Москва, поскольку это лишит сепаратистов помощи со стороны России», — подчеркнул Ващиковский. Третий сценарий выгоден уже РФ: в нем миссия ООН объединяется с наблюдательной миссией ОБСЕ и мониторит ситуацию (т. е. «голубые каски» де-факто работают охранниками для СММ ОБСЕ). Кроме того, РФ настаивает на отсутствии в миссии миротворцев из стран-членов НАТО и участии в диалоге «руководства» Донецка/Луганска.

«Его оценку нельзя воспринимать всерьез — очень много напутано. Та же Россия настаивает на том, чтобы в мандате миссии ООН появились пункты невозможные по определению («охрана» миссии ОБСЕ, например), но ведь это никогда не будет проголосовано Совбезом ООН», — уточнил Чорновил. Кстати, 9 января посол Украины в ООН Владимир Ельченко сказал в интервью УП, что если РФ продолжит блокаду вопроса миротворцев в Совбезе ООН, Киев может вынести его на сессию Генассамблеи (хоть реализовать его будет очень сложно).

Когда придут "Джавелины"
Существенных боевых действий, впрочем, ждать не стоит. По данным пресс-центра АТО, с 1 января обстрелов почти не было: ВСУ впервые открыли огонь 9 января — до этого для «ответок» не было повода. «В Донецкой области СММ ОБСЕ констатирует уменьшение количества нарушений режима прекращения огня. В Луганской ни одного нарушения не зафиксировали вовсе», — гласит отчет СММ ОБСЕ за 4 января (впрочем, 5 числа уже начали вести активную стрельбу). «Вряд ли на Донбассе будет усилена напряженность, — сказал «Вестям» военный эксперт Олег Жданов. — Ситуация заморозится до осени».

Немалое значение имеет начало поставок Украине летального оружия из США: принято считать, что наличие переносных противотанковых систем FGM-148 «Джавелин» на фронте поможет удержать ситуацию. Но три-четыре установки и двести снарядов к ним особой роли не сыграют, к тому же оружие придет не одномоментно. «Первую половину ожидают в первом полугодии, а потом американский министр обороны будет следить за ходом реформ в ВСУ. Если они (реформы. — Ред.) пройдут положительно, то пойдет следующая партия, — сказал «Вестям» генерал-лейтенант Игорь Романенко. А кандидат военных наук Дмитрий Уманец уточнил, что военное командование России не сильно волнуется по поводу американского оружия. «Для них это — как комариный укус», — сказал он «Вестям».

Показательный момент: 9 января ведущий исследователь проекта BellingCat (среди прочего, расследовали трагедию MH-17) Арик Толер написал в Twitter, что украинский полк «Азов» уже использует летальное оружие из США (судя по всему, речь о ручных гранатометах PSRL-1). «Но ни от правительства США, ни от правительств других стран Запада полк «Азов» летального оружия не получал», — сказали «Вестям» в пресс-службе полка.

Обсудят обмен «всех на всех» и деэскалацию
На повестке встречи Суркова — Волкера будет второй этап обмена пленными/заложниками, вопрос деэскалации конфликта и обеспечение деятельности миссии ОБСЕ. «Причем именно второй этап обмена — главная тема», — уточнил «Вестям» Тарас Чорновил. Помощник украинского омбудсмена Михаил Чаплыга отметил, что перед вторым этапом нужно будет подвести итоги первого: утвердить механизмы верификации данных по пленным, их транспортировку, юридические нюансы. «Волкер и Сурков будут обсуждать 6-й пункт Минских соглашений, то есть обмен «всех на всех». Но акцент сделают на будущем выполнения Минских соглашений после осуществления второго обмена», — сказал «Вестям» Чаплыга.